Урок обобщения по биологии в 11-м классе Человек — это тоже природа?!

Цели:

  • образовательные
  • :

повторить и
систематизировать знания об экологических
факторах, определение человека как части
природы, его зависимости от окружающей среды;

  • развивающие:
  • развивать умение владеть
    собой, уверенность в своих силах;

  • воспитательные:
  • воспитывать экологическую
    культуру и мышление учащихся.

    Оборудование:

    таблички с надписями, тексты,
    листы для кластера, фломастеры, проигрыватель,
    диск с музыкой.

    План урока:

  • Вызов (5 мин.)
  • Работа в группах с текстом и составление
    кластера (15 мин.)
  • Защита кластера (12 мин.)
  • Выводы по проделанной работе (6 мин.)
  • Рефлексия (2 мин.)
  • Ход урока

    Орг. момент.

    Тема сегодняшнего урока
    «Человек — это тоже природа» и поставлена
    точка, а если мы сейчас изменим её на вопрос и
    попробуем на него ответить. А чтобы ответ наш был
    полнее, вспомним, какие факторы влияют на
    человека.

    Вызов. Какие экологические факторы вы знаете?
    Работают по рядам, помощник работает у доски.

    «Экологические факторы»: распределите
    карточки по этим группам. Классификация карточек
    идет с объяснением цифр и обозначений на них. 750 -
    400 нм — это диапазон длин волны видимого света,
    воспринимаемый человеческим глазом. От красного
    до фиолетового, все, что больше 750 нм -
    инфракрасное (тепловое) излучение, всё, что
    меньше 400 нм — ультрафиолетовое излучение,
    губительное для всего живого, в том числе и для
    человека. Оптимальная относительная влажность в
    интервале от 40 до 80%, 60% -это наиболее
    благоприятно. ПДК — предельно допустимая
    концентрация веществ.

    Работа в группах по текстам.

    Временные группы из сидящих рядом 4 человек
    получают текст, который они должны прочитать,
    проанализировать положительное и отрицательное
    влияние на человека и составить кластер. Работа
    идет в сопровождении 3 фрагментов музыки, звучит
    негромко, не мешает, помогает контролировать
    время работы.

    Биологические часы

    Что мы знаем о биологических часах сейчас, в
    начале XXI в.?

    Они есть в каждой клетке, в многоклеточных
    организмах все часы всех клеток должны идти
    согласовано, образуя иерархическую систему. Часы
    всех органов настраиваются по часам центральной
    нервной системы (если она есть), а в ней — в мозге
    - есть главные часы организма. Биологические
    часы активны (в отличие от солнечных часов) и
    эндогенны, т.е. они «идут» сами.

    «Часовой механизм», как и полагается особо
    ценному имуществу, передается по наследству — в
    клетках есть гены часов. Эти гены, как и любые
    другие, подвержены мутациям и, следовательно,
    естественному отбору.

    Нужны часы в клетках для согласования
    жизнедеятельности со сменой дня и ночи, т.е. в
    качестве приспособления к вращению Земли вокруг
    своей оси и для приспособления к наклону земной
    оси относительно плоскости орбиты.

    Большой интерес вызывают исследования и
    концепции доктора медицинских наук Л.Я. Глыбина,
    директора Кардиологического центра
    Владивостока.

    Он полагает, что в сутках есть несколько
    периодов повышенного и пониженного
    физиологического состояния организма.

    Пониженная сопротивляемость болезням,
    пониженная работоспособность приходится на
    время 9-10, 14-15, 18-19 ч местного времени.

    Высокая работоспособность и сопротивляемость
    болезням характерна для времени суток 5-6, 11-13,
    16-17, 20-21 и 24-1 ч.

    Соответственно этим периодам желательно
    начинать день в 5-6 ч утра и ложиться спать до 22 ч,
    соответственно перестроив всю общественную
    жизнь, отменив работу в ночные смены, вечерние
    сеансы кино и театральные спектакли. Так ли это?
    Потребуется много усилий, чтобы найти ответы на
    такие вопросы.

    Звук.

    Люди живут в мире звуков. Звук — механическая
    волна. Человеческим приемником звука — ухом — как
    звуки воспринимаются только волны частотой от 16
    до 20 000 Гц. Голосом люди могут передавать не
    только информацию, но и чувства, настроение:
    радость, гнев, угрозу, насмешку.

    На приемник звука человека отрицательное
    влияние оказывает шум. Шум- это звук любого рода,
    воспринимаемый как неприятный, мешающий или даже
    вызывающий болезненные ощущения. Характерные
    примеры шума — свист, треск, шипение.

    Через орган слуха шум действует на центральную
    нервную систему. И может вызвать разнообразные
    физиологические (усиленное сердцебиение,
    повышение давления) и психические нарушения
    (ослабление внимания, нервозность). Длительное
    воздействие шума является одним из факторов,
    способствующих развитию язв и даже инфекционных
    заболеваний. Вследствие этого сокращается
    продолжительность жизни землян и уменьшается
    генофонд человечества.

    Шум может действовать и успокаивающе. Такое
    влияние на человека оказывают, например, шелест
    листьев, рокот морского прибоя. Умение соблюдать
    тишину — показатель культуры человека и его
    доброго отношения к окружающим. Тишина нужна
    землянам так же, как солнце и свежий воздух.

    Но и абсолютная тишина угнетает человека. В
    полной тишине, например в сурдокамере, сразу
    начинают беспокоить звуки и шорохи, в обычных
    условиях остающиеся незамеченными, — удары
    сердца, пульса, дыхание и даже шорох ресниц. Как
    видим, природа шума двойственна: он вреден и
    необходим одновременно.

    Никель

    Немаловажную роль в загрязнении окружающей
    среды играют тяжелые металлы, к которым
    относится и никель. Содержание никеля в земной
    коре составляет 8-10-3 % (по массе).

    Основные источники загрязнения окружающей
    среды никелем — предприятия, использующие в
    технологических процессах различные соединения
    никеля; тепловые электростанции, работающие на
    мазуте и каменном угле; автотранспорт.

    Загрязнение никелем чаще всего локальное:
    образуются биогеохимические «провинции» с
    повышенным его содержанием в почве, воде, воздухе
    и местных продуктах питания растительного и
    животного происхождения.

    Содержание никеля в продуктах зависит от
    геохимических особенностей района их
    производства и использованных технологий. В
    продуктах растительного происхождения никеля
    обычно больше, чем в продуктах животного
    происхождения (таблица).

    В организм никель поступает в основном через
    дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт и
    кожу.

    У рабочих, занятых в производстве никеля и его
    соединений, распространены заболевания верхних
    дыхательных путей. Как хронические, так и острые
    отравления никелем и его соединениями могут
    приводить к летальному исходу. Известен случай
    гибели рабочего, выполнявшего сварочные работы в
    течение 90 мин без респиратора.

    В малых концентрациях никель может вызвать у
    чувствительных к нему людей дерматиты, экзему
    рук. В то же время эти же заболевания возникают и
    при недостаточном содержании никеля в пищевых
    продуктах.

    Лес.

    Лес — часть поверхности Земного шара, покрытая
    древесными растениями. В настоящее время леса
    занимают около трети площади суши. Общая площадь
    леса на Земле составляет 38?106 км?. Половина этой
    лесной зоны принадлежит тропическим лесам,
    четвёртая часть расположена в северном
    полушарии. Площадь леса в России составляет 8?106
    км?.

    Лес имеет огромное санитарно-гигиеническое и
    целебное значение. В воздухе природных лесов
    присутствует более 300 наименований различных
    химических соединений. Леса активно
    преобразовывают атмосферные загрязнения,
    особенно газообразные. Наибольшей окисляющей
    способностью обладают хвойные (сосна, ель,
    можжевельник), а также некоторые сорта лип, берёз.
    Лес активно поглощает промышленные загрязнения,
    в частности пыль, углеводороды.

    Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды -
    летучие вещества, обладающие бактерицидными
    свойствами. Фитонциды убивают болезнетворные
    микробы. В определённых дозах они благотворно
    влияют на нервную систему, усиливают
    двигательную и секреторную функции
    желудочно-кишечного тракта, способствуют
    улучшению обмена веществ и стимулируют
    сердечную деятельность.

    Многие из них являются врагами возбудителей
    инфекционных заболеваний. Фитонциды почек
    тополя, антоновских яблок, эвкалипта губительно
    действуют на вирус гриппа. Веточка пихты,
    внесённая в комнату, в 10 раз снижает содержание
    микробов в воздухе, особенно коклюша и дифтерии.
    Листья дуба уничтожают бактерии брюшного тифа и
    дизентерии.

    Человек. Лес имеет огромное значение для
    здоровья и жизнедеятельности человека.
    Жизнедеятельность человека в свою очередь
    влияет на лес.

    Защита кластера, Кластеры прикрепляются к
    доске, по ним звучит рассказ о влиянии данного
    фактора на человека.

    На доске:

    На человека влияют

    1. Космические циклы
    2. Тяжелые металлы
    3. Шум и тишина
    4. Лес

    Вывод

    от каждой группы. Человек — это тоже
    природа, потому что:

    Заключительное чтение стихотворения «Человек
    он ведь тоже природа»

    Человек — он ведь тоже природа,
    Он ведь тоже закат и восход.
    И четыре в нем времени года,
    И особый в нем музыки ход.
    И особое таинство цвета,
    То с жестоким, то с добрым огнем.
    Человек — он зима, или лето,
    Или осень с грозой и дождем.
    Все вместил в себя — версты и время,
    И от атомных бурь он ослеп.
    Человек — он и почва, и семя,
    И сорняк среди поля, и хлеб.
    И какая в нем брезжит погода?
    Сколько в нем одиночества? Встреч?
    Человек — он ведь тоже природа
    Так давайте природу беречь!

    Рефлексия.

    1. Комфортно ли вам было на уроке?
    2. Было ли что-то новым для вас?

    Литература.

  • М. Дудочкина, У. Гришанова, К. Ланчикова, ученицы
    гимназии № 14, г. Одинцово, Московская обл.;
    Научный консультант: М.Г. Домшлак, НИИ медицины
    труда, Токсические свойства никеля и его
    соединений // Биология. Еженедельное приложение к
    газете «Первое сентября». — 2004. — № 42.
  • Э. Ф Нургалиева, Звук: восприятие и передача

    http://festival.1september.ru/articles/504678/

  • С.Э. Шноль, Биологииологические часы // Биология.
    Еженедельное приложение к газете «Первое
    сентября». — 2004. — № 44-45.
  • http://ru.science.wikia.com/wiki/Лес
  • Следующий: