Урок обобщения и закрепления знаний по курсу Животные. Тема: Эти забавные животные


Задачи:

проверить уровень сформированности у
учащихся умений анализировать, выявлять
закономерности, обосновывать особенности
строения организма в связи с питанием и средой
обитания, делать выводы.

План.

I этап. Деление класса на группы.
II этап. Разминка.
III этап. Мозговой штурм.
IV этап. Отгадай животное.
V этап. Экологические задачи.
VI этап. Зоошутка.
VII этап. Мини-викторина.
VIII этап. Мини-проект.
IX этап. Подведение итогов.


Ход урока.


I этап. Деление класса на группы
(“Делилка”).

Перед началом урока каждый учащийся получает
карточку, на которой приведен пример животных по
типу взаимодействия (см Приложение).

По команде учителя учащиеся занимают стол с
табличкой, соответствующей их карточке:
ХИЩНИЧЕСТВО, ПАРАЗИТИЗМ, СИМБИОЗ, КОНКУРЕНЦИЯ.
Образовавшиеся команды выбирают капитана,
который по ходу игры учитывает вклад каждого
участника.


II этап. Разминка.

Командам необходимо дать определение
доставшегося им типа взаимодействия организмов,
привести дополнительные примеры. За правильный
полный ответ команда получает 2б.


III этап. Мозговой штурм.

Команды по очереди отвечают на вопросы, за
каждый правильный ответ получают 1б.

  1. Что внутри птичьих костей? (Воздух)
  2. След какого хищника похож на человеческий?
    (Медведя)
  3. Какие звери летают? (Мыши, белки)
  4. Кто из животных бегает быстрее всех? (Гепард)
  5. Где раки зимуют? (В норках, под камнями)
  6. Какое животное глубже всех ныряет? (Кашалот)
  7. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж).
  8. На следах каких хищников нет когтей? (Кошачьих).
  9. О чем говорят рыбы? (Молчат)
  10. Где находятся птичьи базары? (На побережьях
    морей, океанов)
  11. У кого самый длинный язык? (У муравьеда)
  12. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей?
    (У пингвинов).


IV этап. Отгадай животное

.



На доске вывешивается плакат, на котором
“написаны” слова, но вместо букв—пустые
квадраты. Команды по очереди называют буквы,
отгадывая слово по принципу передачи “Поле
чудес”. Если команда отгадала слово по буквам, то
получает 1б., если сразу после получения
задания—5б. Команды предупреждаются, что надо
быть особенно внимательными, т.к. заданий на одно
меньше, чем команд.

  1. Какую птицу и за что французы называют глупышом,
    испанцы—клоуном, англичане—болваном?
    (Олуша-пеликан, т.к. позволяет выщипывать у себя
    перья)
  2. Эти двустворчатые моллюски считаются особенным
    деликатесом, их едят преимущественно живыми.
    (Устрицы)
  3. Это копытное животное необычайно легкого и
    стройного телосложения, с красиво поднятой
    головой, украшенной лировидными рогами. Вместе с
    тем, несмотря на хрупкость, они сильные и
    выносливые животные, способные выносить трудные
    условия пустынь и полупустынь. (Газель).


V этап. Зоошутка.

Каждая команда получает рисунок
фантастического животного и должна объяснить:

1 команда: из частей каких земноводных
составлено это фантастическое животное?

2 команда: из частей каких пресмыкающихся
составлено это фантастическое животное?



3 команда: из частей каких птиц составлено это
фантастическое животное?



4 команда: из частей каких млекопитающих
составлено это фантастическое животное?


Рисунок
1

Рисунок
2.

Рисунок 3

Рисунок 4

За каждый полный ответ команда получает 3б.


VI этап. Экологические задачи.

Каждая команда получает по три одинаковых
задания. Каждый правильный ответ оценивается в
2б., команда, первой сдавшая учителю правильные
ответы, получает дополнительно1б.

  1. Одна землеройка в течение суток съедает
    примерно10 г. насекомых. В лесу, подходящем по
    условиям обитания, на 1 га приходится примерно 100
    землероек. Сколько вредителей и других насекомых
    уничтожат землеройки за 1 год на 25 га леса? (9125кг).
  2. Скворчата очень прожорливы. Чтобы прокормить
    малышей, родители трудятся 17-18 часов в сутки,
    скармливая птенцам около 300 гр. вредных
    насекомых. Сколько насекомых уничтожит колония
    скворцов в 25 пар в период вскармливания птенцов
    (за 17 дней)? (127,5кг)
  3. Пара ласточек в период выкармливания (20 дней)
    прилетает к гнезду до 400 раз в день, принося за
    один раз 0,5 гр. Насекомых. Сколько насекомых
    уничтожит в период выкармливания птенцов 3 пары
    ласточек? (12кг)


VII этап

. Мини-викторина.

Вопросы командам задаются по очереди. За каждый
правильный ответ—1б.

  1. Что ест жаба зимой? (Ничего, она спит)
  2. Водоем, населенный простейшими, высох. Пошли
    дожди, вновь появились простейшие. Как объяснить
    это явление? (При неблагоприятных условиях
    простейшие образуют цисту).
  3. В первые годы жизни раки линяют часто, с
    пятилетнего возраста—1 раз в год, а потом
    перестают линять. Чем это можно объяснить?
    (Плотный хитиновый покров сдерживает рост).
  4. Паук-крестовик твердую пищу есть не может. Но
    его жертвы—насекомые имеют твердый хитиновый
    покров. Каким образом паук питается насекомыми?
    (Предварительное переваривание вне организма).
  5. Инфекционный энцефалит—тяжелое заболевание
    головного мозга. При укусе какого членистоногого
    возбудитель этого заболевания передается
    человеку? (Клеща)
  6. Два ученика наблюдали за развитием личинок мухи
    на кусочке мяса. Один из них утверждал, что мухи
    питаются непосредственно мясом,
    другой—продуктами гниения. Кто из них прав,
    почему? (Второй, т.к. ротовой аппарат у мухи
    сосущий).
  7. Лягушки могут длительное время находится на дне
    водоема, при этом не задыхаясь. Как они в это
    время дышат? (Кожей).
  8. Современные пресмыкающиеся—небольшая ветвь,
    уцелевшая от вымирания процветавшего когда-то
    класса. О ком идет речь? (О динозаврах).
  9. Как спасается ящерица от преследователя?
    (Отбрасывает хвост).
  10. У большинства животных зубы находятся в ротовой
    полости. Почему говорят, что у птиц зубы в
    желудке?
  11. Часто в мороз можно видеть, что птица
    нахохливается и делается пушистой. Каково
    значение этого явления? (Уменьшение потери
    тепла).
  12. Иногда можно услышать: “Ест мало, как птичка”.
    Верно ли такое утверждение? (Нет, птица съедает
    очень много пищи, т.к. у нее обмен веществ
    происходит быстро).
  13. Грифы питаются падалью. Нужно ли их охранять,
    почему? (Да, они—санитары)
  14. Летучие мыши и дельфины хорошо ориентируются в
    темноте. Какое физическое явление лежит в основе
    этой способности? (Эхолокация)
  15. Верно ли утверждение: “Волка ноги кормят”,
    почему? (Догоняет добычу)
  16. Если зайцы поздно начали белеть осенью, какой
    ждать зимы—ранней или поздней? (Поздней)


VIII этап. Мини-проект.

Каждая команда получает задание:

Вспомните и назовите заповедники и
национальные парки Иркутской области.

Однако, животных необходимо охранять не только
на специально отведенных для этого территориях,
но и повсеместно. Как школьники могут
участвовать в охране животных? Как вы участвуете
в охране животных?


IX этап. Подведение итогов.

Приложение. Примеры для “Делилки”:

Паразитизм

: рогатый и бычий цепень; кошка и
блоха; собака и клещ; человек и аскарида.

Симбиоз

: носорог и воловьи птицы; человек и
кишечная палочка; рак-отшельник и актиния;
муравьи и тля.

Хищничество

: вол и заяц; лиса и куропатка;
сова и мышь; змея и лягушка.

Конкуренция:

скворцы и воробьи; волк и лиса;
кролики и овцы; сова и сокол.

Использованная литература:

  1. Бровкина Е.Т., Белых В.И. Дидактические
    карточки-задания по биологии. Животные. М.
    “Генжер”, 1997
  2. Игольницына Л.М. Сборник экологическиз заданий.
    Издательство Иркутского университета, 1996
  3. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. М.,
    “Дрофа”, 2001
  4. Нестеров В. Зоо-викторина. С-Пб. “Лань”, 1997



Следующий: