Урок обобщения и систематизации знаний по теме Развитие культуры в 20–30-е годы XX века


Цели урока:

  • показать те события, явления, а главное – людей
    культуры, которые ярко воплотили свою эпоху в её
    идеях и ценностях, достижениях, художественных
    памятниках;
  • воспитывать у учащихся гражданственность,
    патриотизм;
  • развивать интеллект, познавательные интересы и
    способности учащихся;
  • развивать навыки самостоятельной работы с
    таблицами и схемами;
  • формировать умение обосновывать свою точку
    зрения, сравнивать, делать выводы.

На доске:

  • Тема урока
  • Цели урока:
    • показать людей культуры, которые ярко воплотили
      свою эпоху в идеях, ценностях, достижениях,
      художественных памятниках.
    • обобщив и систематизировав знания,
      сформулировать основные черты культуры 20-30-х
      годов ХХ века.

План:

  • живопись
  • литература
  • архитектура
  • кинематограф
  • музыка

Схема: “Изобразительное искусство
первой половины ХХ века”. Приложение
1
. (заполняется одним учащимся как
систематизация материала)

Итог. (Основные черты культуры 20-30-х
годов ХХ века)

Составляется совместно с учениками на
основании их взглядов, точек зрения, мнений.

Свободное место (для детских ответов).

Методы организации УПД:

- Весь урок построен на основе использования
мультимедиа технологий.

Применение картинной и предметной наглядности

- репродукции картин:

  • А. Матисса,
  • П. Пикассо,
  • С. Дали,
  • М. Шагала,
  • В. Кандинского

и т.п.

- портреты и художественные произведения:

  • Э. Хемингуэйя,
  • Э.М. Ремарка,
  • Б. Брехта,
  • Е. Замятина,
  • К. Чапека

и др.



- видеофильмы:

  • С. Эйзенштейна (например, “Александр Невский”)
  • С участием Ч. Чаплина (например “Король в
    Нью-Йорке)

- музыка: С. Прокофьева

и т.д.

  • Словесный метод
  • Устная проверка знаний
  • Письменная проверка знаний:

(прилагаются варианты работы)

- каждый ученик имеет опросный лист, включающий:

  • творческое задание;
  • исследовательское задание;
  • воспроизведение теоретического материала.

Свободное творчество (синквейн)

Беседа

Рассказ учителя с опорой на знания

Формы организации УПД:

  • Фронтальная.
  • Индивидуальная.
  • Фронтально-индивидуальная.
  • Групповая.

Характер деятельности учащихся:

  • репродуктивный
  • исследовательский
  • творческий

Средства обучения:

  • см. №1 Методов организации УПД
  • см. №4 Методов организации УПД

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя:



“ХХ век – эпоха прогресса и трагедий”.

2. Беседа учителя с учащимися.

На партах 2 варианта листов-опросников (Приложение 2)

Заполняются каждым учеником в течение урока.

Вопросы для беседы:

  • Что такое культура?
  • Особенности культуры данного исторического
    периода.
  • Основные течения, направления культуры к
    ХIX-нач.XXв. (характеристика)
  • Примеры известных художественных картин, их
    авторы, принадлежность к определённым
    направлениям, особенности стилей.

Выводы: что отражала живопись?

Обсуждение проходит на фоне сменяющихся
слайдов картин:

  • А. Матисс (фловизм),
  • М. Шагал (примитивизм),
  • П. Пикассо (кубизм),
  • С. Дали (сюрреализм),
  • В. Кандинского и др.

3. Учащиеся самостоятельно заполняют с 1 по 4
пункты листа-опросника.

4. Творческое задание.

Учащиеся заполняют пункт 5 опросника.

Написание каждым учащимся

По желанию ученика обсуждение работы.

5. Создание учителем с учениками схемы:

“Характерные черты культуры 20-30-х годов ХХ
века” (на доске).

Ученики предлагают характерные черты культуры
из пункта 6 опросника (подготовленные дома).



Приложение 3.

6. Вывод.




Следующий: