Урок обобщения и контроля знаний в 6-м классе

Цели и задачи:

  • обобщить и повторить полученные знания;
  • развивать и воспитывать чувства товарищества, коллективизма, взаимоподдержки и взаимовыручки;
  • создавая ситуацию успеха у учащихся, прививать любовь к предмету.

Оборудование: атласы, раздаточный материал, магнитофон.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Класс делится на 4 команды по 6 человек. Заранее выбирается капитан команды. Каждая команда сидит за отдельным столом. На столе – атласы, ручки и листочки. У каждой команды есть свое название, девиз.

Игра состоит из нескольких туров. Побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов. Учитель после каждого тура результаты команд записывает на доске.

Игра сопровождается музыкальным оформлением.

2. Игра «Хочу все знать».

1 тур «Приветствие».

Участники каждой команды выступает со своим приветствием.
Время выступления – 2-3 минуты.

2 тур «Великие путешественники»

Задание дается в конвертах, где находятся четырехугольные звездочки, на одном луче звездочки написан вопрос, а на других трех лучах — даются ответы.

Цель задания – дать правильный ответ.

Максимальное количество баллов – 6.

  1. Кто открыл Америку?
    • Магеллан
    • Колумб
    • Кук
  2. Кто первым из путешественников доказал, что Земля имеет форму шара?
    • Колумб
    • Пржевальский
    • Магеллан
  3. Кто совершил первое кругосветное путешествие?
    • Колумб
    • Магеллан
    • Никитин
  4. Кто первым из русских путешественников побывал в Индии?
    • Никитин
    • Пржевальский
    • Лазарев
  5. Кто совершил несколько экспедиций в Центральную Азию?
    • Никитин
    • Пржевальский
    • Беллинсгаузен
  6. Рязанский путешественник, изучавший горы Тянь-Шань:
    • Никитин
    • Семенов
    • Лазарев

3 тур «Загадки»

Как обойтись нам без загадок
В них столько мудрости людей!
Чтоб мысли привести в порядок
Вы отгадайте их скорей!

Учитель загадывает загадки, учащиеся каждой команды, посовещавшись, пишут ответы на листочках.

Максимальное количество баллов — 9.

1. Иду – и он идет, стою – и он замрет.
Я вверх лететь решился – край круга отделился.
Спустился я пониже – стал край ко мне поближе,
Но все ж и не мечтай схватить тот круг за край. (горизонт)

2. В географии чертеж на ковер большой похож.
И на нем моя страна из конца в конец видна. (карта).

3. Карты в нем одна к одной сшиты в типографии.
Он теперь всегда со мной – гид по географии (атлас)

4. На ноге стоит одной,
Крутит – вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны (глобус).

5. Всякий знает: стар иль молод,
Что на карте точка — …. (город)

6. Я твой товарищ, капитан.
Когда разгневан океан
И ты скитаешься во мгле
На одиноком корабле,-
Зажги фонарь во тьме ночной
И посоветуйся со мной:
Я закачаюсь, задрожу –
И путь на север укажу. (компас)

7. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий – в море. (река)

8. Я вам этот континент
Опишу в один момент:
Грозный злобный крокодил
Обитает в реке Нил.
Носорог, жираф и слон
Шлют тебе большой поклон. (Африка)

9. Нет в лесу берез и лип,
А растет лишь эвкалипт,
В окошко глянешь поутру –
По полю скачет кенгуру. (Австралия).

3 тур «Географические координаты»

Тур состоит из двух заданий.
Командам даются по две карточки.

Максимальное количество баллов – 12.

Задание: что соответствует этим географическим координатам.
(используйте атлас — физическую карту полушарий)

  1. 3 ю.ш. и 38 в.д. (влк.Килиманджаро)
  2. 39 с.ш. и 77 з.д. (Вашингтон)
  3. 54 ю.ш. и 69 з.д. (о.Огненная Земля)
  4. 15 с.ш. и 65 в.д. (Аравийское море)
  5. 90 с.ш. и 70 в.д. (Северный полюс
  6. 42 ю.ш. и 147 в.д. (о.Тасмания)

Задание: определите ГК следующих объектов

  1. о.Новая Гвинея
  2. Тегеран
  3. Бразилия
  4. п-ов Флорида
  5. Кейптаун
  6. оз.Байкал

4 тур «Морской бой»

А сейчас произойдет сраженье,
Но не в море и не на суше
И пусть сопутствует везенье,
Тому, кто в бой морской играет лучше.

Каждой команде дается расчерченный на квадраты лист 5х4 см

Задание: нанесите условные топографические знаки

А

Б

В

Г

Д

1

2

3

4

3А –смешанный лес; 2Б – редколесье; 1А – родник и ручей; 2В – лиственный лес; 4А – озеро; 4Д – речка и направление течения; 2Г – ветряная мельница; 1Б – тропа и колодец; 1Д – железнодорожная станция; 3Б – отдельно стоящее дерево; 4В – хвойный лес; 3Д – сплошные заросли кустарников; 1В – фруктовый сад; 3г – пески; 4Б – карьер; 2А – шоссе; 1Г – деревянный мост через реку; 4Г – школа; 2Д – обрыв; 3В – овраг.

Максимальное количество баллов — 20.

5 тур «Литературный»

Придумать два четверостишия со словами «мель – параллель», «океан – меридиан».

Время – 3–5 минут.

3. Итог игры.

Учитель подводит итоги игры и выставляет учащимся оценки.

Следующий: