Урок-обобщение в 7-м классе по теме Южная Америка


Цели урока:

образовательные: Обобщить знания учащихся о природных комплексах, о населении Южной Америки, подвести итоги изучения темы. Проверить знания учащимися характерных черт природы материка: рельефа, климата, внутренних вод, растительного и животного мира, населения, их особенностей и распределения по материку. Показать взаимосвязь, взаимообусловленность явлений.
развивающие: Развитие умения творчески подходить к решению самых разнообразных задач, анализировать условия, делать обобщения, выводы. Работать с географическими картами, другими источниками информации. Развитие интеллектуальных способностей учащихся.
воспитательные: Формирование ответственности перед коллективом. Воспитывать бережное отношение к природе, трудолюбие. Воспитание дисциплинированности и самостоятельности.

Тип урока: Урок закрепления и совершенствования знаний

Формы и методы урока: Фронтальная работа, индивидуальная, опережающее обучение, коллективная, игровые моменты. Проблемно-поисковый, исследовательский, репродуктивный, наглядный, объяснительный, практический.

Ход урока:

I. Организационный момент:

Сообщение темы и постановка целей урока. Музыкальный фрагмент «Танго».

II. Фронтальная работа с учащимися.

Викторина «Южная Америка».



Ответьте на вопросы, причем каждый правильный ответ будет оценен в 1 жетон. В конце урока мы подсчитаем жетоны и поставим оценки.

  1. Верно ли утверждение «Чем севернее, тем холоднее, чем южнее, тем теплее»?
  2. Вспомните историю открытия Южной Америки. Откуда появились названия «Америка», «индейцы»?
  3. Почему Амазонка самая многоводная река в мире?
  4. Охарактеризуйте особенности расового состава населения Южной Америки.
  5. Что означают термины «метисы», «мулаты», «самбо»?
  6. На каких языках говорит население Южной Америки?
  7. Горы Анды одни из самых высоких на Земле, объясните как они появились?
  8. В каких климатических поясах располагается материк?
  9. Почему южноамериканское копытное животное лама, обитающее в районе экватора, имеет густую длинную шерсть?
  10. С какого океана приносится влага на большую часть территории Южной Америки?
  11. Что такое сельва?
  12. Что такое пампа?
  13. Что такое Патагония?
  14. Как переводится название дерева кебрачо?
  15. Как появилось название реки Амазонка?
  16. Как переводится название столицы Буэнос-Айрес и государства Аргентина?
  17. Как возникло название государства Бразилия?
  18. Назовите крупнейшие города?
  19. Объясните родство пустынь Намиб и Атакама.
  20. Назовите полезные ископаемые Южной Америки.
  21. В воды каких океанов впадают реки Южной Америки?
  22. Приведите доказательства молодости Анд. Что означает их название.
  23. Какие государства самые крупные?
  24. Назовите природные зоны материка.
  25. Назовите низменности Южной Америки.
  26. Назовите плоскогорье материка.
  27. Назовите крайние точки континента.
  28. Какие сельскохозяйственные культуры выращивают в Южной Америке?
  29. Какие государства материка не имеют выхода к океанам?
  30. Самое крупное государство Южной Америки.
  31. Какой вид спорта наиболее любимый в Южной Америке?

Одновременно с фронтальным опросом идет работа по карточкам.

Карточка № 1
С помощью атласа определите расстояние между городами:
а) от Каракаса до Сантьяго;
б) от Лимы до Бразилиа.




Карточка № 2
Определите, какая природная зона изображена на рисунке?
Какова хозяйственная деятельность в этой местности?

Карточка № 3
Определите, какая природная зона изображена на рисунке?
Какие животные обитают здесь?

Карточка № 4
С помощью атласа (климатическая карта) определите среднюю температуру января, среднюю температуру июля, количество осадков, преобладающие ветры в районе города Бразилиа.

III. Сообщение учащихся по темам:

  1. Водопад Анхель;
  2. Водопад Игуасу;
  3. Амазонка.

Одновременно проверка работ по карточкам.

IV. Тестовые задания:

А теперь, ребята, обратите внимание на плакаты, где изложен ряд заданий.

1. Выберите из предлагаемого списка животных, которые могут встретиться друг с другом в природных условиях:

  1. сельвы;
  2. пампы;
  3. Патагонии.

Анаконда, утконос, колибри, вискаша, броненосец, страус нанду, ленивец, свиньи-пекари, капибара, лев, шиншилла, тукан, нутрия.

2. Назовите природную зону по следующим признакам:

  1. плотные заросли кустарников и злаков на малоплодородных почвах;
  2. животные – вискаша, нутрия, броненосцы;
  3. климат умеренный, очень сильные ветры.

3. Найдите ошибки в характеристике сельвы:

  1. на территории выпадает 2000-3000 мм осадков;
  2. t января +24ºС, t июля +24ºС;
  3. деревья сбрасывают листья осенью;
  4. обитают лама, шиншилла, страус нанду.

4. Выберите природные объекты и комплексы, относящиеся к Южной Америке: Мараньон, Атакама, Конго, Парана, Намиб, Патагония, Ориноко, Муррей, Маракайбо, Эйр.

5. Пирарука – это…

  1. вид рыб в Амазонке;
  2. растение пампы;
  3. название реки;
  4. народность в Центральной Африке.

V. Посылка из Южной Америки

А теперь, ребята, посмотрите, к нам прибыла посылка из Южной Америке «черный ящик». Давайте посмотрим, что здесь находится.

  1. Баночка кофе.
  2. Хлопчатник (вата).
  3. Картофель.

Какое отношение эти предметы имеют к Южной Америке?

Кофе. – Страны Южной Америки одни из основных поставщиков кофе. По производству кофе Бразилия занимает первое место в мире. Деревья кофе имеют 3-4 м высоты. Кофе собирают вручную, а в последнее время стали применять кофеуборочные машины. Каждый плод срывают отдельно. Собранные плоды сушат здесь же на циновках, в небольших кучках они лежат несколько суток, пока не лопнет оболочка. Подсохшие околоплодники удаляют, зерна промывают, полируют и сортируют по качеству. Потом семена выдерживают на складах несколько лет.

Хлопчатник. – Один из видов хлопчатника – перуанский появился из Южной Америке. По качеству даваемого волокна он является одним из лучших. Сейчас этот сорт выращивается в средней Азии, Бразилии, Аргентине, Египте.

Картофель. – Еще индейцы, достигнув плоскогорий между Андами, нашли и стали выращивать клубни дикого картофеля. Постепенно стали появляться культурные сорта. Родиной картофеля считаются плоскогорья Перу и Боливии. Одним из древнейших видов картофеля, который до сих пор пользуется большим успехом, является желтый картофель. Из Южной Америки картофель попал в Европу, а оттуда в Россию.

VI. Работа с картой.

Проверка знания номенклатуры.

Игра «Пинг-понг»

  1. Гвианское плоскогорье
  2. река Амазонка
  3. озеро Маракайбо
  4. озеро Титикака
  5. река Парана
  6. река Ориноко
  7. Патагония
  8. Бразильское плоскогорье
  9. остров Огненная земля
  10. Магелланов пролив
  11. Амазонская низменность
  12. Панамский канал
  13. Анды
  14. Ла-Платская низменность
  15. гора Аканкогуа
  16. Бразилия
  17. Аргентина
  18. Перу
  19. Чили
  20. Буэнос-Айрес

VII. Конкурс знатоков.

А теперь давайте вспомним географические объекты, живые организмы, явление на континенте Южная Америка, которые можно назвать «Самыми, самыми».



  1. Самая полноводная река мира.
  2. Самая высокая гора Южной Америки.
  3. Самая крупная птица в Андах.
  4. Самая опасная рыба Амазонки.
  5. Самая маленькая птица сельвы.
  6. Самая крупная змея.
  7. Самое крупное озеро.
  8. Самая засушливая пустыня в мире.
  9. Самый высокий водопад.
  10. Самый мощный водопад.
  11. Самый широкий пролив в мире.
  12. Самое крупное высокогорное озеро.
  13. Крайние точки материка.
  14. Самая большая равнина (низменность) Южной Америки.
  15. Самое медленное млекопитающее.
  16. Самое большое водное растение, диаметр листьев 2 м.

VIII. Выставление оценок.

Подсчет баллов, набранных за урок, выставление оценок.

IХ. Домашнее задание:

Составить кроссворды по пройденной теме.

Приложение.




Следующий: