Урок-обобщение Углерод и его соединения

Цель урока:

  • Обобщение знаний по теме “Углерод и его
    соединения”.
  • Расширение межпредметных связей биологии и
    химии.
  • Развитие у учащихся умения делать выводы о
    свойствах и применении веществ на основании их
    строения.

Оборудование к уроку:

  • Опорная схема-конспект по простому веществу и
    химическому элементу углерод.
  • Прибор для получения газов, мрамор, соляная
    кислота (раствор), гидроксид кальция (раствор),
    вода, индикатор – метилоранж, пробирки, штатив,
    карточки с заданиями для учащихся.

Ход урока

1. Урок начинается с определения и
постановки задач.

2. Инсценированный ответ учащихся (ученики
– исполнители — углерод, ведущий, ученый) по теме
“Углерод”.

Ведущий: Прочитал я твой отчет.
Утверждаешь, популярен
Этот самый углерод?
Ученый: Этот самый углерод,
Где ни глянешь – так он вот:
И в глюкозе, и в крахмале,
И в графите, и в алмазе,
И в природе углерод
Назначение найдет.
Ведущий: Тут доходят вести с мест,
Будто ходит Манифест,
Чтоб от имени ученых
Углероду отдать честь.
Ремарка
(ученик,
исполняющий
роль “углерода”,
встает)
Что ты вытянулся весь?
Не застойный чай период,
Настоялся, можешь сесть.
Углерод: Не хочу хвалиться я,
Но нет жизни без меня.
Элемент живой природы
Называюсь Я, друзья.
И при всех хочу сказать,
Не впадая лицом в грязь:
В медицине без меня
Обойтись никак нельзя
Пенициллин, стрептомицин,
Кокаин, атропин…
При болезнях углерод
Исцеление дает.
В технике сейчас немало
Углеродных материалов –
Паралон и тефлон
Пирографит и графит
Плексиглас, фторопласт
Миллионы их сейчас
И в строительстве, друзья –
Без меня никак нельзя.
Все: стекло, цемент, бетон –
К углероду на поклон.
Я – чудесный элемент,
Вам представил в сей момент,
Что без лишнего труда
Создаю все это Я.
Ученый: Твой профессионализм
В нас вселяет оптимизм
Начертил ты нам в деталях
Весь огромный механизм.
Да, задачи не просты.
Кто ж решит их,
Коль не ты.
И поэтому по праву,
Уваженье заслужил
И проблемы со здоровьем
Населения решил.

3. Учащиеся, используя опорные схемы
конспекты (“Углерод как химический элемент и
простое вещество”, “Соединения углерода”),
повторяют тему: “Углерод и его соединения”.

Вопросы для повторения:

  1. Дать характеристику элементу углероду, исходя
    из положения его в П.С. химических элементов
    (ученик у доски).
  2. Какие аллотропные видоизменения углерода Вам
    известны? (один из учащихся делает сообщение о
    применении аллотропных видоизменений углерода)
  3. Какие соединения углерода Вам известны?
  4. Получить углекислый газ доказать его наличие
    (учащийся выполняет опыт и записывает уравнения
    реакции).
  5. С какими веществами реагирует углерод и в каких
    реакциях он проявляет свойства окислителя и
    восстановителя? (учащиеся, пользуясь опорной
    схемой – конспектом, указывают номера реакций,
    расставляют степени – окисления элементов)
  6. Учащиеся на местах получают карточки с
    заданиями для работы в течение 10 минут.

Карточка №1. Осуществить превращения. Написать
уравнения реакций. реакцию №3 записать в ионном виде.

Карточка №2. Написать уравнения реакций,
характеризующих химические свойства оксида С (IV).

Карточка №3. Сравнить по физическим и
химическим свойствам угарный газ – СО и
углекислый газ – СО2.

Карточка №4. Две пробирки заполнили углекислым
газом, причем в одну из них положили кукурузные
палочки и встряхнули. В обе пробирки пропустили
известковую воду. Будет ли разница в поведении
известковой воды? Напишите уравнения реакций.

4. Следующий этап – проверка домашнего
задания, которое учащиеся получили на предыдущем
уроке.

Вопросы домашнего задания:

Почему мы уделяем такое большое внимание
элементу “Углерод”?

Какие продукты нужно употреблять, чтобы
обеспечить организм животными и растительными
белками?

Какое вещество откладывается в печени при
избытке содержания глюкозы в крови?

5. Заключение. Учитель подводит итоги урока.
Объявляет оценки.

Опорная схема конспект — химический элемент и
простое вещество углерод. (Приложение)

Следующий: