Урок-обобщение по теме: Южные материки. 7-й класс

Цели урока:

  • Обобщить, конкретизировать, закрепить и
    проверить знания, полученные при изучении южных
    материков.
  • Развивать интеллектуальные способности: умение
    анализировать, обобщать, сравнивать.
  • Формировать интерес к предмету.
  • Способствовать пониманию собственных
    интеллектуальных достижений, как ценностной
    характеристики современного человека.

Оформление:

  • На доске:
    • физическая карта мира;
    • карточки-характеристики южных материков под
      номерами (см. Приложение
      1
      );
    • написать понятия: вади, атолл, скрэб, самум, крик,
      сельва, Патагония;
    • написать, сколько необходимо набрать баллов для
      соответствующей оценки (заявка на оценку):
      • 14 баллов – две “5” и звание “Академик”,
      • 12–13 баллов – две “5” и звание “Профессор”,
      • 9–11 баллов – “5” – “Учёный”
      • 6–8 баллов – “4”.
  • На столе учителя:
    • жетоны, соответствующие номеру
      карточки-характеристики.

ХОД УРОКА


№ п/п

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Баллы

1. Приветствует учащихся, проверка
готовности рабочего места.
Приветствуют учителя, проверяют
готовность рабочего места.
2. Кратко поясняет цель и план урока,
объявляет заявку на оценку.
Определяют для себя объём работы.
3. Предлагает составить суждения на
сравнение южных материков, (работая с карточкой
сравнения, см. Приложение
2
), по признакам:
  • географическое положение;
  • рельеф;
  • климат;
  • население и страны.
Составляют суждения.

Примерные
ответы
:

1. Так же, как и Африку, Австралию пересекает
южный тропик.
Сравнивая Антарктиду с Южной Америкой, можно
сказать, что Антарктида полностью находится в
южном полушарии.

2. По сравнению с Южной Америкой в Австралии
горы находятся на востоке, а в Южной Америке на
западе.

3. Если в Австралии сухой климат, то в Южной
Америке влажный.

4. По сравнению с Африкой в Южной Америке
численность населения почти в два раза меньше.
Не только в Африке, а и в Южной Америке
современное население относится к трём основным
расам: европеоидной, экваториальной и
монголоидной.

Получают по 1 баллу за каждое суждение
4. Организует проверочную работу по
написанным на доске понятиям.

Просит учащихся
раскрыть содержание понятий, на выбор.

Поднимают руку, выбирают понятие и
раскрывают его содержание.

Примерные ответы:

Вади – сухие долины рек в
пустынях северной Африки; заполняются водой
обычно после сильных ливней.

Самум – сильнейший ветер в
северной Африке, несущий тучи песка.

Атолл – распространенный тип
коралловых островов Океании.

Скрэб – заросли вечнозелёных
жестколистных засухоустойчивых кустарников,
преимущественно семейства бобовых (акация),
миртовых (кустарниковые эвкалипты); травянистых
растений мало. Огромные площади в Юго-Западной и
Восточной Австралии.

Крик – сеть временных
пересыхающих рек внутренних пустынных и
полупустынных частей Австралии.

Сельва – труднопроходимые
влажные вечнозелёные экваториальные леса Южной
Америки.

Патагония – природная область на
юго-востоке Южной Америки.

Получают:

1 балл – за раскрытие понятия
плюс 1 балл – за уточнение (на каком материке, в
какой его части).

Можно поставить ребёнку больше баллов, если он
использовал дополнительные сведения о понятии.

5. Проводит игру “Самый, самый…”.

Учитель
объясняет правила: необходимо прочитать
карточки-характеристики материков, которые
находятся на доске (см. Приложение
1
), выбрать жетон со стола учителя,
соответствующий номеру характеристики, и
прикрепить его на физическую карту мира к
материку, которому принадлежит данная
характеристика.

В конце игры подводит итог.

По очереди, с каждой парты, один
учащийся выходит к доске, выбирает
характеристику материка, берёт соответствующий
номер и крепит на нужный материк на карте.

Класс
даёт согласие или опровергает.

Получают:

1 балл за соответствие
характеристики материку плюс 1 балл за уточнение
(площадь, длина, название и т.д.),

1 балл за правильное опровержение.

Можно поставить ребёнку больше баллов, если он
использовал дополнительные сведения по данной
характеристике.

6. На следующем этапе урока учитель
предлагает учащимся пары понятий, связанных с
южными материками, для обобщения, выявления
третьего лишнего и работы по аналогии (см. Приложение 3).

Если
остаётся время, то можно предложить учащимся
самим придумать подобные задания.

Обобщают, выявляют третье лишнее,
работают по аналогии.
Получают по 2 балла за полный ответ, 1
балл за краткий ответ.
7. Подводит итог, ставит дополнительные
баллы за активность. Просит подсчитать баллы.
Выявляет “Академиков”, “Профессоров”,
“Учёных”, выставляет оценки.
Подсчитывают баллы, определяют уровень
своих достижений.
8. Задает домашнее задание: найти у
северных материков “самое, самое…”
Записывают домашнее задание.

Следующий: