Урок-обобщение по теме Южные материки, 7-й класс

Цели урока:

  • Обобщить, конкретизировать, закрепить и
    проверить знания, полученные при изучении южных
    материков.
  • Развивать интеллектуальные способности: умение
    анализировать, обобщать, сравнивать.
  • Формировать интерес к предмету.
  • Способствовать пониманию собственных
    интеллектуальных достижений, как ценностной
    характеристики современного человека.
  • Оборудование:

    Атласы 7 класса,
    карточки-задания

    Организация:

  • Класс делится на группы по 5 человек
  • Группы выполняют последовательно предлагаемые
    задания, рассчитанные на определенное время
  • За каждое задание начисляется определенное
    количество баллов
  • Подводятся итоги выполнения каждого задания и
    общий итог
  • Выставляются оценки
  • Критерии оценок 30–39 баллов “3” 40–49 баллов “4”
    50–55 баллов “5”
  • ХОД УРОКА

    Подготовка учащихся к началу урока.
    Объявление состава групп. Сообщение темы и задач
    урока (5 мин.)

    – Сегодня после изучения раздела “Южные
    материки” мы должны систематизировать свои
    знания
    , привести в порядок мысли. Для этого мы
    совершим путешествие по южным материкам,
    побываем во всех их уголках. Наше путешествие
    будет долгим и, чтобы все и везде успеть, вы
    должны быть внимательными, четко отвечать на
    поставленные вопросы, не отвлекаться.
    Наше путешествие пройдет по станциям (этапам)

    Станция “Загадочные цифры” (10
    минут)

    Каждая команда получает список цифр.
    Необходимо расшифровать, что они обозначают.


    1 команда

    2 команда

    3 команда

    4 команда

    5 команда

    1.30,3 млн.кв.км
    2. 5140 м
    3. 2570 км
    4. – 89,3°
    5. 1911 г.
    1. 17,8 млн.кв.км
    2. 2228 м
    3. 6671 км
    4. + 58°
    5. 1498 г.
    1. 14 млн.кв.км
    2. 5895 м
    3. 6400 км
    4. – 89,3°
    5. 1642 г.
    1. 8 млн.кв.км
    2. 6960 м
    3. 2570 км
    4. + 58°
    5. 1492 г.
    1. 17,8 млн.кв.км
    2. 2228 м
    3. 6671 км
    4. – 89,3°
    5. 1820 г.


    1 команда

    2 команда

    3 команда

    4 команда

    5 команда

    1. 30,3 млн.кв.км
    S Африки

    2. 5140 м
    Массив Винсон

    3. 2570 км
    Р. Муррей

    4. – 89,3°
    Минимальная температура (Антарктида)

    5. 1911 г.
    Открытие Южного полюса (Амудсен)

    1. 17,8 млн.кв.км
    S Южной Америки

    2. 2228 м


    Г. Косцюшко

    3. 6671 км
    Р. Нил

    4. + 58°
    Максимальная температура (Африка)

    5. 1498 г.
    плавание Васко да Гама вокруг Африки

    1. 14 млн.кв.км
    S Антарктиды

    2. 5895 м
    Влк. Килиманджаро

    3. 6400 км
    Р. Амазонка

    4. – 89,3°
    Минимальная температура (Антарктида)

    5. 1642 г. открытие Тасмании

    1. 8 млн.кв.км
    S Австралии

    2. 6960 м
    Г. Аконкагуа

    3. 2570 км
    Р. Муррей

    4. + 58°
    Максимальная температура (Африка)

    5. 1492 г.
    Плавание Христофора Колумба к берегам Америки

    1. 17,8 млн.кв.км
    S Южной Америки

    2. 2228 м
    Г. Косцюшко

    3. 6671 км
    Р. Нил

    4. – 89,3°
    Минимальная температура (Антарктида)

    5. 1820 г.
    Открытие Антарктиды (Беллинсгаузен и Лазарев)

    Каждая цифра – 3 балла, максимальная оценка за
    этап – 15 баллов.

    Станция “Что такое? Кто такой?” (5
    мин.)

    Каждая команда дает короткие ответы, определяя
    значение данных слов. Каждое слово – 3 балла.
    Максимальная оценка за этот этап 12 баллов.




    1 команда

    2 команда

    3 команда

    4 команда

    5 команда

    1. Сахара
    2. аборигены
    3. “медные горы”
    4. скрэб
    1. метисы
    2. полюс холода
    3. арабы
    4. “крик”
    1. Эйр
    2. самбо
    3. Атакама
    4. мулаты
    1. пампа
    2. Большой Барьерный риф
    3. инки
    4. оазис
    1. пигмеи
    2. Виктория
    3. экономика Австралии “едет на овце”
    4. сельва

    Станция “Сравнение” (10 мин.)

    Составьте суждения на сравнение южных
    материков по признакам: географическое
    положение, рельеф, климат, внутренние воды,
    природные зоны, население и страны.

    Конструкции для сравнения:

    1. По сравнению с…
    2. Так же, как и…
    3. Как…, так и …
    4. Сравнивая…, можно сказать…
    5. Кроме…, ещё…
    6. Помимо…
    7. Больше чем…
    8. Не только…, а и…
    9. Наряду с…
    10. Если…, то…
    11. В отличие от…

    Используя эти конструкции, составьте 10
    суждений. Каждое суждение – 2 балла. Максимальная
    оценка за этот этап – 20 баллов.

    Станция “Почемучки” (5 мин.)

    Команда получает вопрос, на который она должна
    дать развернутый ответ. Максимальная оценка – 5
    баллов.

    1. Почему Африку, Австралию, Антарктиду и Южную
    Америку относят к южным материкам?

    2. Африка – материк высоких равнин, какие
    особенности строения территории это объясняют?

    3. Почему Австралия бедна поверхностными
    водами?

    4. Почему солнечное тепло, которое получает
    Антарктида, не может растопить льды?

    5. Почему Амазонка самая полноводная река в
    мире?

    Станция “Бермудский треугольник” (5
    мин.)

    Отгадайте природную зону по описанию. Каждая
    команда по очереди угадывает природную зону,
    если они затрудняются, то описание переходит
    другой команде.

    Каждая угаданная природная зона – 3 балла.
    Максимальная оценка 3 балла.

    1. Осадки здесь бывают не каждый год.
    Путешествовать летом опасно. При такой жаре
    человек теряет 1 литр воды в час. Это быстро ведет
    к обезвоживанию организма. (Тропические
    пустыни).

    2. В этих лесах то тут, то там растут
    деревья-гиганты. Их кроны поднимаются выше всех
    других деревьев леса. На стволе и на сучьях этих
    великанов ютятся сотни растений-паразитов. Между
    высокими деревьями растут более низкие. Еще ниже
    жмутся кустарники, все, переплетая,
    перекидываясь с дерева на дерево, вьются лианы,
    то тонкие, как бечевка, то толстые, как нога
    бегемота. Подчас они образуют целые сети
    непроходимых чащ. Палящие лучи солнца не
    проникают в глубину такого леса. (Экваториальные
    леса).

    3. В сухой период она окрашена в желто-бурые
    тона. Зато в дождливый период она выглядит очень
    яркой, зеленой и нарядной. Там находят себе пищу
    травоядные животные: антилопы, зебры, жирафы,
    слоны. (Саванны Африки).

    4. Это волнующее море трав, где порой на далеком
    расстоянии не встречается ни одного деревца, ни
    одного кустика, по которому бродят стада быков,
    табуны лошадей, важно шагают страусы нанду. (Пампа).

    5. Он по-своему красив, этот край! И лежит он за
    Южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах
    солнца полярного дня или окутанный облаками и
    вихрями пурги во тьме полярной ночи. (Антарктические
    пустыни)
    .

    Задание для команды 1

    Задание для команды 2

    Задание для команды 3

    Задание для команды 4

    Задание для команды 5




    Следующий: