Урок-обобщение по теме Углеводороды


Цели урока: урок проводится в заключение темы, в преддверии контрольной работы. Его целью является повторение и обобщение изученного материала, коррекция знаний учащихся, совершенствование навыков аналитической работы с полученной информацией, умения сопоставлять, делать выводы, находить ответы на поставленные вопросы. Содержание урока, представленное в виде презентации, делает его доступным, наглядным и понятным, позволяет сочетать на уроке методы коллективной и индивидуальной работы. Кроме того, обсуждение вопросов различного уровня сложности способствует созданию ситуации успеха для учащихся разной степени подготовленности.



Ход урока



Слайд 1, приложение.

Ученикам предлагается ответить на вопрос: почему изучение органических веществ мы начали с углеводородов.

Без труда получаю ответ, что это простейшие по составу органические вещества, в состав которых входят только углерод и водород.

Ученикам предлагается вспомнить, какие углеводороды ими изучены. По мере получения ответов, на слайде появляются названия: алканы, алкены, алкины, алкодиены, цикоалканы, арены. Далее обсуждаются общие формулы каждого гомологического ряда, они также появляются на слайде. Ребята по желанию делают записи в тетради. Далее на слайде появляются фразы, словесно отражающие особенности каждого гомологического ряда.

Слайд 2, приложение.

(От общего к частному).

Предлагается составить формулы углеводородов каждого ряда, содержащих шесть атомов углерода. Анализируется их состав. Делается вывод, о том, что максимальное количество водорода содержат алканы, минимальное – арены. Эти выводы представлены на слайде с помощью эффектов анимации.

Слайд 3, приложение.

На основании сравнения состава углеводородов, приходим к выводу, что углеводороды можно превращать друг в друга, отщепляя (реакция дегидрирования), или присоединяя водород (реакция гидрирования). На слайде – цепочка превращений, иллюстрирующая эти переходы углеводородов, делается вывод об их генетической взаимосвязи.

Слайд 4, приложение.

На слайде цепочка, демонстрирующая генетическую взаимосвязь всех классов углеводородов.

Далее учащимся предлагается вспомнить наиболее характерные химические свойства углеводородов.

Слайд 5, приложение.

На слайде – формулы веществ. Предлагается выбрать, с какими из них будут взаимодействовать те или иные углеводороды. (Установить соответствие. Задания такого рода – это задания части В ЕГЭ).

Слайд 6, приложение.

Ребятам предлагается закончить предложенные уравнения химических реакций. (Предлагается продолжить работу в парах. Возможно оценивание).

Слайд 7, приложение.

На слайде представлены цепочки переходов, отражающие взаимосвязь углеводородов. Сначала предлагается совсем нетрудная. Затем, предлагается задание посложнее. На этом этапе закрепляются навыки написания уравнений химических реакций. В итоге ребята самостоятельно составляют цепочку переходов (работа в парах) и обмениваются заданиями.

Слайд 8, приложение.

Подведение итогов. Обобщение сведений об углеводородах.

Слайд 9, 10, приложение.

Домашнее задание. Предлагаемое задание позволяет учащимся еще раз проработать изученную тему, сопоставить свойства углеводородов, связать их с особенностями строения.



Приложение.




Следующий: