Урок-обобщение по теме Первоначальные химические понятия с применением ИКТ, 8-й класс

     Цели урока:
    образовательные - закрепление основных первоначальных химических понятий по химии: вещества, химические явления, атомы и молекулы, простые и сложные вещества, химическая формула, валентность, химические уравнения;
    развивающие – развитие познавательного интереса к химии, умения формулировать определения, совершенствовать знания химического языка и умения составлять формулы (моделировать их), уравнения и расставлять коэффициенты.
    воспитательные – воспитание  аккуратности и трудолюбия, формирование умения работать в парах, уважительного отношения друг к другу, ответственного отношения к учебе.

   Оборудование: карточки с заданиями (приложение 1), компьютер, мультимедиапроектор, учебник, доска, модели для составления молекул, таблица Д. И. Менделеева.

Ход урока:

  1. Организационная часть. (2 мин.)
  2. Фронтальный опрос: тела, вещества, явления. (7 мин.)
  3.  Индивидуальная работа у доски: химическая формула, относительная молекулярная масса, массовая доля элемента в веществе. (8 мин.)
  4. Работа по вариантам по теме «Валентность». Работа по карточкам (два варианта), взаимопроверка. (5 мин.) В это время 2 ученика у доски собирают модели молекул.
  5. Самостоятельная  работа «Химические уравнения». (7 мин.) Первые три ученика, которые справились с заданиями раньше других, получают оценки.
  6. Решение задач. (7 мин.)
  7. Проверочная работа – тест. (7 мин.)
  8. Подведение итогов. Выставление оценок. (2 мин.)
Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
1. Объявляет тему и ставит цель урока. 1. Слушают, настраиваются на работу, записывают в тетради тему урока.
2. Проводит фронтальный вопрос по теме «Первоначальные химические понятия». 2. Отвечают на вопросы, дополняют друг друга или поправляют того, кто отвечает не правильно.
3. Дает два задания по теме химическая формула. 3. Два человека по очереди выходят к доске и выполняют задания. Остальные работают в тетради и сверяются с доской.
4. Предлагает учащимся задания по теме валентность: составить формулы по валентности, определить валентность по формуле. 4. Два ученика у доски собирают модели молекул, остальные работают по карточкам. По окончании работы проверяют работы друг друга в парах.
5. Вызывает к доске двух учеников для выполнения задания по теме «Химические уравнения». 5. Ученики выполняют задания, остальные работают в тетрадях и сверяют с доской.
6. Говорит о важности умения решать задачи. Предлагает решить задачу у доски. 6. Один ученик у доски решает задачу по химической формуле, остальные в тетради.
7. Проверочная работа – тест. 7. Учащиеся выполняют работу и сдают учителю.
8. Подводит итоги, ставит оценки, выделяет наиболее активных ребят. Задает домашнее задание. 8. Учащиеся ставят оценки в дневник, записывают домашнее задание, прощаются с учителем.

   Учитель. Здравствуйте ребята! Мы начинаем урок, цель урока – повторить и обобщить знания по теме «Первоначальные химические понятия» и подготовиться к контрольной работе по этой теме.
И первое задание такое: ответьте на вопросы (слайд № 2 и 3)
- что изучает химия?
- что называется   веществом?
- чем отличаются чистые вещества от смесей?
- какие смеси называются однородными? какие – неоднородными?
-  какие способы разделение смесей вам известны?
- чем физические явления отличаются от химических явлений?
- что такое атомы, молекулы?
- чем отличаются простые вещества от сложных веществ?
- что называется химическим элементом?
- что показывает относительная атомная масса?
- что называется химической формулой?
- что показывает относительная молекулярная масса?



     Учитель. Хорошо, молодцы, с первым заданием вы справились. Продолжим. Вы сказали, что вещества записываются при помощи формул. Выполните следующее задание (слайд № 4)
Задание: а) что означают следующие записи

4N2       3H2O     4S     P2O5     2Fe      3CuO      4O3      3NH3 

б) подчеркните формулы сложных веществ.

   Учитель. Следующее задание. Вы говорили, что химия изучает вещества, из которых состоят все окружающие нас тела. Если тела имеют массу, то и вещества должны иметь массу.  И такая масса называется относительная молекулярная.
Задание: (слайд № 5).Определите, в каком веществе массовая доля кислорода больше в FeO   или  Fe2O3 ?       (2 ученика  у доски).

   Учитель. Тот, кто выполнит задание быстрее всех в тетради, поднимает руку и сдает на проверку и получит оценку.
    Учитель. Вы справились с заданием. А теперь посмотрите на две эти формулы, в их состав входят одинаковые элементы, но количество их разное. Почему? Какое свойство лежит в основе составления формул? (Ответ: валентность.). А что такое валентность?   (ребята отвечают).
Учитель. Предлагаю собрать модели молекул (2 ученика). Пока ребята собирают модели, вы выполняете  задания по вариантам по теме «валентность». У вас на столе лежат карточки с заданиями, выполните его. У вас 5 мин. (слайд № 6 и 7)

     Задание: I вариант.
Пользуясь таблицей Д И Менделеева, составьте формулы веществ по валентности:

II вариант.
 Определите валентность второго элемента по формуле, если известно, что сера во всех веществах двухвалентна:
Al2S3       CS2          K2S        MgS       H2S

   Учитель. Время закончилось, поменяйтесь своими работами, по образцу проверьте работу своего товарища и за каждую правильную формулу поставьте «+». Посчитайте количество «+» и поставьте оценку: «5» — если все правильно, «4» — если одна ошибка, «3» — если две ошибки. Если кто-то из вас допустил ошибок больше, нужно повторить материал более внимательно.

   Учитель. Продолжаем урок. Мы можем провести аналогию химии с русским языком. В русском языке существуют буквы, из букв, складываются слова, а из слов предложения. Так и в химии, атомы химического элемента обозначаются знаками, из знаков, как слова складываются формулы, а что же в химии является предложением? Правильно – химические уравнения.
Итак. Что называется химическим уравнением? Какие типы химических реакций вы знаете?
Молодцы, выполним следующее задание (слайд № 8 и 9).

Задание: Расставьте коэффициенты и укажите тип реакции.

Mg + O2 = MgO
H2O = H2 + O2
Zn + HCl = ZnCl2 + H2
P + O2 = P2O5
HCl = H2 + Cl2
Fe2O3 + H2 = Fe + H2O

   Учитель. И заключительный этап повторения. Химия – наука экспериментальная. Но, чтобы проводить эксперимент, необходимо знать количества веществ, их массу или объем. Основной количественной характеристикой вещества является понятие «количество вещества». Что такое «количество вещества»? Какие формулы используют для расчета количества вещества? (слайды № 10 – 13)

Решите задачу. (слайды № 14 – 15) Дано 2 моль кислорода. Рассчитайте массу, объем и число молекул кислорода. (Помните! Формула кислорода – О2).

    Тот, кто выполнит задание быстрее всех в тетради, поднимает руку, сдает на проверку и получает оценку.

    Учитель. И в заключении, как итог, небольшое тестовое задание (приложение 2). Перед вами вариант теста. Ответы вы отмечаете прямо в листе. У вас есть 7 минут.
Ребята, время вышло, закончили, сдаем работы (по вариантам). (Учитель проверяет тест и выставляет оценки за урок.)

    Учитель. Домашнее задание – повторить §§ 1 – 16 (Учебник Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия 8», — М.: Просвещение, 2008).

    Спасибо за урок. До свидания.

    (Презентация)




Следующий: