Урок-обобщение по теме Окислительно-восстановительные реакции


Цели:

обобщение и систематизация изученного материала, закрепление
учебных умений.

Задачи:

  • продолжить формировать умения классифицировать типы химической связи,
  • определять степени окисления элементов в ходе химических реакций,
  • составлять схемы электронного баланса,
  • работать с текстом: читать с пониманием, озаглавливать текст, извлекать
    информацию из химического текста в скрытом виде, излагать устно товарищу,
    слушать с пониманием другого, задавать вопросы к услышанному.

Гарантированный результат:

знание химических терминов и понятий по теме
урока, особенностей образования разных типов химической связи, составление общей
схемы окислительно-восстановительного процесса, безошибочное применение
полученных знаний при составлении окислительно-восстановительных реакций.

Характеристика класса

: восьмой класс, 32 учащихся, уровень развития
средний. В классе есть как группа сильных ребят, так и группа очень слабых
учащихся. Основу класса составляют учащиеся среднего уровня развития.

Программа, используемая в работе:

примерная программа основного общего
образования (базовый уровень), Программа по химии О.С. Габриелян “Программы общеобразовательных учреждений. Химия 8-9 классы”,
рассчитанные на 70 часов учебного времени в год.

Программа обеспечена учебно-методическим комплексом:

  • О.С. Габриеляна “Химия 8 класс” М., Дрофа, 2005,
  • Сорокин В.В., Злотников Э.Г. Проверь свои знания: Тесты по химии – 96 с.
  • Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Задачи по химии: 8-11 кл. Пособие для
    учащихся – 208с.
  • Н.Н.Гара, М.В.Зуева.Химия. 8-9 классы. Школьный практикум. – 128 с.
  • методическое пособие Н.В. Ширшиной “Тематическое и поурочное
    планирование по химии” к учебнику О.С. Габриеляна “Химия 8-11 классы”,
    Волгоград, Учитель, 2010.– 207с.
  • А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 8-9 классов –
    128 с.
  • Лидин Р.А., Потапова Н.Н. Тесты по химии для обучения и текущего
    контроля знаний: 8-9 кл. / под ред. Р.А.Лидина.Книга для учителя.– М.:
    Просвещение, 2002.– 124с.
  • Радецкий А.М. Проверочные работы по химии: 8-11 кл. – 208 с.
  • Курдюмова Т.Н. и др. Сборник контрольных работ и тестов по химии: 8-11
    кл. – 160с.

Данный урок проводится одиннадцатым по счету и обобщающим в разделе “Атомы
химических элементов, строение вещества”. Основной акцент урока направлен на
мотивацию учащихся к активной, полезной деятельности. Что соответствует
методической теме школы – “Учебное занятие как средство мотивации обучающихся на
полезную деятельность”.

Урок направлен на закрепление умения классифицировать типы химической связи,
определять степени окисления элементов в ходе химических реакций, составлять
схемы электронного баланса.

Урок построен по технологии коллективных учебных занятий через организацию
работы в парах постоянного состава, которая позволяет формировать умения
понимать чужую устную речь, умения самостоятельно работать со специальными
предметными текстами, умения излагать свои мысли. При этом существует достаточно
чёткий алгоритм работы.

Урок наглядно демонстрирует, как производится вход в парную работу, переходы
между организационными формами, рефлексивные моменты, которые обязательно
присутствуют при такой организации работы. Особенность урока состоит в
постоянной активной, творческой деятельности, как учителя, так и учащихся с
разным уровнем развития. И исключает применение типичного педагогического
воздействия на учащихся.

Структура урока сочетает нескольких организационных форм деятельности:
фронтальная, парная, индивидуальная и рефлексия (промежуточная, итоговая).

Фронтальная работа позволяет вызвать и поддерживать в течение всего урока
устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать к учебной деятельности, на
каждом этапе урока побуждать к активной работе (воспроизведение изученного
материала, подготовка к следующему этапу работы).

Парная деятельность учащихся – это основные этапы работы на уроке. При
обобщении знаний о типах реакции ученики в парах выполняют задания по
моделированию: химические реакции представляют в виде схем, а также
разрабатывают алгоритм для определения типа реакции. Такая работа способствует
развитию абстрактного мышления, облегчает механизм запоминания на основе
ассоциаций. Рабочие карточки различаются по цвету и по содержанию. Каждая
карточка содержит практические задания и методические указания ученику, которым
он должен следовать при работе с товарищем.

Этап индивидуальной работы является заключительным. Учащиеся используют
полученные знания и умения при выполнении тренировочной самостоятельной работы.

Промежуточная рефлексия позволяет в ходе урока учителю и учащимся выявить
образовательные дефициты, осознать каких умений недостает для успешного усвоения
материала, а чему уже научились.

В ходе итоговой рефлексии учащиеся проговаривают гарантированный результат
урока, обсуждают возникшие трудности и успех.

Результат работы учителя:

активная, мотивированная, творческая, полезная
деятельность учащихся на уроке химии.

Оборудование:

беседа, метод классификации, сравнение, самостоятельная и
парная работа.



Этапы Ход урока Примечания
I. Организационный момент. Д/з: §43, §11,17 повторить, стр.235 №1-3, стр. 236 №7
по выбору.
Рабочий материал – карточки разного цвета на партах
разложены в порядке использования и перевернуты вниз заданиями.
II.

фронтальная работа

Устный опрос:
  1. Вспомните, что называют химической связью?
  2. Какие типы химической связи вы изучили?
III.

работа в

парах

Закрепление изученного материала в парах:

1 –
обозначьте схему образования ковалентной неполярной связи.

2 – схему образования ковалентной полярной связи.

3 – механизм образования и соединение с ионной химической связью.

4 – механизм образования и соединение с ковалентной полярной
химической связью.

5 – механизм образования ковалентной неполярной химической связи.

В химических соединениях вашего варианта расставьте степени окисления
элементов.

Варианты правильной последовательности цифр, химические соединения со
степенями окисления пары записывают на доске.

1. Карточки синего цвета содержат таблицу, каждая
клеточка имеет №. Выполнив все задания по алгоритму работы, учащиеся
получают определенную последовательность цифр.
Промежуточная рефлексия В чем суть каждого типа химической связи?

– атомы
элементов реализуют свою валентную возможность.

– с помощью ковалентной неполярной связи образуются молекулы простых
веществ.

– с помощью ковалентной полярной и ионной связи образуются молекулы
сложных веществ.

IV. Фронтальная работа Что называют валентностью, а что степенью окисления?

Как используют эти характеристики элементов при составлении уравнений
окислительно-восстноительных реакций?

V. Работа в парах Предлагаю повторить то, что вы уже знаете и выполнить
следующую работу.

Работа с текстом:

В ионном соединении поваренной соли степень окисления отражает
истинный заряд ионов натрия и хлора, что связано с переходом электронов
от атомов натрия к атомам хлора. Образование ионной связи представлено в
виде двух процессов.

Эти процессы взаимосвязаны, так как электроны от одного атома
переходят к другому. Реакция образования поваренной соли сопровождается
изменением степени окисления атомов элементов. В обоих случаях это
приводит к образованию устойчивых электронных структур.

Прочитать текст.
Озаглавить текст.
Ответить на вопросы.

– о каких процессах идет речь?
– о каком типе реакции говорится в тексте?
– по какому признаку вы определили тип реакции?
– какой из элементов будет окислителем, а какой – восстановителем?

Составить схему процесса, о котором идет речь.

2. Карточки желтого цвета
содержат безымянный текст. Каждая пара отработав с ним по алгоритму,
получает общую схему окислительно-восстановительного процесса.

Учитель ходит по классу, слушает, что обсуждают в парах. В случае
если в паре затруднения или нарушен алгоритм работы – поправляет и
предлагает вариант верного направления обсуждения, так, чтобы в пара
сложился гарантированный, запланированный результат.

Промежуточная рефлексия Пункты работы озвучивают пары по очереди сравнивая, что
у кого получилось. Общую схему окислительно-восстановительного процесса
записываем на доске.
VI. Фронтальная работа Вспомним общую схему о-в реакции.

Итак, какие понятия
мы повторили? (типы химической связи, что такое валентность, степень
окисления, еще один тип химических реакций)

Что узнали нового?

VII. Индивидуальная работа Самостоятельная работа по вариантам: карточки.

I
вариант

выберите уравнения окислительно-восстановительных реакций:

4P + 5O = 2PO
NaS + 2HCl = 2NaCl + HS
HS + Cl = 2HCl + S

определите число приобретаемых или отдаваемых электронов элементами,
укажите процесс:

S … S; O …O; Cr … Cr; N …
N.

составьте схемы электронного баланса окислительно-восстановительных
реакций:

Al +CuO Cu+Al O

II вариант

выберите уравнения окислительно-восстановительных реакций:

2SO + O = 2SO
Fe O +3H = 2Fe+3H O
FeO+2HCl = FeCl +H O

3. Карточки красного цвета. Задание не раскрывается до
момента индивидуальной работы.
VIII.
Итоговая рефлексия
2. Определите число
приобретаемых или отдаваемых электронов элементами, укажите процесс:

Mn … Mn; S …
S;
Cl … Cl; N … N.

Озвучивается гарантированный результат урока
3. Составьте схемы электронного
баланса окислительно-восстановительных реакций:

NH +O
NO+H O

Подведение итогов.

Учащиеся проговаривают:

– основные термины и понятия, используемые на уроке;
– особенности образования типов химической связи;
– общую схему окислительно-восстановительного процесса.

Какие трудности вы испытали? Что получилось хорошо? Над чем еще нужно
работать?




Следующий: