Урок-обобщение по теме Металлы

Цели:

Обучающая

– обобщить знания
учащихся об основных свойствах
элементов-металлов и образуемых ими простых и
сложных веществ.

Воспитательная

– воспитывать
экологическую культуру (на примере последствий
загрязнения окружающей среды тяжелыми
металлами), ответственное отношение к
собственному здоровью (в связи с необходимостью
или вредом поступления в организм некоторых
металлов).

Развивающая

– совершенствовать
умения экспериментально подтверждать
химические свойства веществ, на основе
теоретических знаний, выполнять практические
задания, выявлять существенное, делать выводы,
устанавливать межпредметные связи, развивать
экспериментальные умения, формировать
мировоззренческие понятия о познаваемости
природы.

Оборудование:

компьютер, проектор,
экран, презентация Power Point,
периодическая система периодических элементов
Д.И. Менделеева, коллекция металлов, Zn, HCl, Ni, CuSO4,
Cu, H2SO4 концентрированная, Na, H2O,
модели кристаллических решеток.

Тип урока:

Урок обобщения и
систематизации знаний.

Ход урока:

  1. Орг. начало и постановка целей урока.

Достаточно внимательно осмотритесь
вокруг. Где бы вы ни были: дома или в школе, на
улице или в транспорте – вы увидите, какое
множество металлов трудится вокруг нас и для нас.

Постановка целей.

  • Активизация мыслительной деятельности
    учащихся.
  • На экран выводится слайд “Положение
    металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева.

    Интеллектуальная разминка:

    Выберите группу элементов, в которой
    находятся только металлы:

    А) Al, As, P; Б) Mg, Ca, Si; В) K, Ca, Pb.

    1. Укажите общее в строении атомов K и Li:

    А) 2 электрона на последнем электронном слое;

    Б) 1 электрон на последнем электронном слое;

    В) одинаковое число электронных слоев.

    1. Металлический кальций проявляет свойства:

    А) окислителя Б) восстановителя;

    В) окислителя или восстановителя в зависимости
    от условий.

    1. Дайте общее название приведённым ниже группам
      веществ:

    А) Известняк, гипс, фосфорит; мрамор; (Ответ:
    Природные соединения кальция)

    Б) Литий, натрий, калий, рубидий, цезий; (Ответ:
    Щелочные металлы, металлы I группы главной
    подгруппы)

    В) CrO, FeO, MnO, Na2O; (Ответ: Основные оксиды)

    1. Обобщающее повторение. Общие физические
      свойства металлов.
    2. Используя знания, полученные на уроках
      физики и химии и в процессе обсуждения заполняем
      схему № 1

      На экран выводятся две схемы – до обсуждения
      и после обсуждения.

      До обсуждения:

      После обсуждения:

    3. Общие химические свойства металлов
    4. .

      На экран выводятся последовательно 4 слайда, в
      ходе обсуждения учениками демонстрируются
      химические реакции, подтверждающие свойства
      металлов.

      Ученикам, выполняющим демонстрационные опыты,
      напоминаю правила техники безопасности.

    5. Обобщающее повторение. Металлы главных
      подгрупп I-III групп.

    Работа в парах. Задания различаются по уровню
    сложности, т.е. используется дифференцированный
    подход в соответствии со способностями учеников.

    Уровень А.

    Задание № 1

    . О физических свойствах какого
    металла идёт речь: серебристо-белого цвета,
    режется ножом, легкоплавкий?

    1) Кальций; 2) Натрий. (Ответ: 2)

    Задание № 2.

    Какую степень окисления
    проявляет алюминий в соединениях?

    1) +1, +3; 2) +3; 3) -3. (Ответ: 2)

    Задание № 3.

    Какой из металлов наиболее
    распространён в природе?

    1) Ba; 2) Na; 3) Al. (Ответ: 3)

    Уровень Б.

    Задание № 1.

    Какие свойства проявляют
    щелочные металлы в химических реакциях?

    1) Восстановительные; 2) Окислительные и
    восстановительные. (Ответ: 1)

    Задание № 2.

    К какому типу элементов
    относится кальций?

    1) p-элемент; 2) s-элемент; 3) d-элемент. (Ответ: 2)

    Задание № 3.

    Какие из уравнений химических
    реакций доказывают свойства алюминия как
    промежуточного элемента между металлами и
    неметаллами:

    а) 2Al + 3Cl2 = 2AlCl3;

    б) 2Al + 2NaOH + 2H2O = 2NaAlO2 + 3H2^;

    в) 2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2^?

    1) а, в; 2) б. (Ответ:2)

    Уровень С.

    Задание № 1.

    Какая схема строения последнего
    энергетического уровня соответствует атому
    алюминия?

    1) 3s1; 2) 3s23p1; 3) 4s2. (Ответ: 2)

    Задание № 2.

    Какие из указанных реакций
    характеризуют восстановительные свойства
    кальция:

    а) Ca + S = CaS;

    б) Ca + H2 = CaH2;

    в) Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2^;

    г) Ca + Cl2 = CaCl2?

    1) а, б, в, г; 2) только а и г. (Ответ 1)

    Задание № 3.

    У какого элемента ярче выражены
    металлические свойства и почему?

    1) Na; 2) K; 3) Rb; 4) Cs. (Ответ: 4, больший радиус атома)

    Формулируем общие характеристики элементов
    металлов I-III групп главных подгрупп.

  • Семейство (тип элемента) – s или p.
  • Число электронов на последнем энергетическом
    уровне (валентные электроны) – соответствует
    номеру группы.
  • Степени окисления в соединениях – постоянные.
  • Свойства простого вещества – металлические.
  • Свойства соединений элементов с позиций теории
    окислительно-восстановительных реакций –
    восстановительные.
  • Характер оксидов и гидроксидов – основной, у Al
    – амфотерный.
  • VI. Обобщающее повторение. Металлы побочных
    подгрупп периодической системы.

    Повторение проводится в форме фронтальной
    беседы.

    1. Составьте схему распределения электронов по
      орбиталям в атоме железа. Определите количество
      валентных электронов.
    2. Охарактеризуйте свойства простого вещества
      железа (тип кристаллической решетки, характер
      связи, физические свойства).
    3. Какая степень окисления железа в следующих
      соединениях: Fe(OH)2, FeCl3, K2FeO4,
      Fe2O3, Fe(OH)3.
    4. Что является реактивом на катионы Fe2+ и Fe3+.
    5. Какая степень окисления хрома в следующих
      соединениях: Cr(OH)3, CrO3, H2Cr2O7,
      Cr(OH)2, H2CrO4, CrO, Cr2O3.
    6. Характеристика элементов-металлов побочных
      подгрупп.

    • Семейство (тип элемента) – d.
    • Число электронов на последнем энергетическом
      уровне – 1-2.
    • Число валентных электронов – как правило,
      соответствует номеру группы (кроме VIII).
    • Степени окисления в соединениях – переменные.
    • Свойства соединений элементов –
      окислительные и восстановительные.
    • Характер оксидов и гидроксидов – основной,
      амфотерный и кислотный.

      VII. Сообщения учащихся в форме презентаций Power
      Point о применении металлов и их сплавов, о
      последствиях загрязнения окружающей среды
      тяжелыми металлами, о патологическом действии
      металлов и их соединений на организм человека.

      VIII. Итоговое тестирование

      Вариант № 1

      1. Найдите сокращенное ионное уравнение,
        соответствующее левой части молекулярного
        уравнения Zn + 2HCl>
      2. А) Zn2++2Cl->ZnCl2 ; Б) Zn2++2H+>Zn0
        + H20 ; В) Zn0+2H+>Zn2++H20

      3. Найдите сокращенное ионное уравнение,
        соответствующее левой части молекулярного
        уравнения: Fe(NO3)2+K3PO4 >
      4. А) 2Fe3+ + 3PO42- >Fe2(PO4)3;
        Б) 3Fe2+ +2 PO43- >Fe3(PO4)2;
        В) Fe2+ + PO42- >Fe PO4

      5. Найдите электронное уравнение, соответствующее
        данной схеме реакции:Li+H2 >LiH
      6. А) H20 -2e- >2H-; Б) H20
        +2e- >2H-; В) H20 - 2e- >2H+

      7. Найдите электронное уравнение, соответствующее
        данной схеме реакции:Ca+ Br2> CaBr2
      8. А) Br 20+2e- >2 Br ; Б) Br
        2
        0+2e- >Br2; В) 2Br-
        - 2e- >Br 20

      9. Найдите электронные уравнения, соответствующие
        данным схемам реакции. Ответов может быть
        несколько или не быть вообще. Не все ответы
        являются верными

      Дана схема реакции

      № ответа

      Полуреакция в электронном
      балансе

      1.

      2.

      3.

      4.

      5.

      Fe+Cl2 >FeCl3

      Li+H2 >LiH

      Fe+HCl >FeCl2 + H2

      Li+H2O >LiOH+ H2

      FeO+HCl >FeCl2 + H2O

      А)

      Б)

      В)

      Г)

      Д)

      E)

      H20 +2e- >2H-

      Cl20+2e- >2Cl-

      2H++2e- >H20

      2Cl- — 2e- >2Cl0

      Fe0 -2e- >Fe2+

      Fe0 -3e- >Fe3+

      Вариант № 2

    1. Найдите сокращенное ионное уравнение,
      соответствующее левой части молекулярного
      уравнения: Ва+HCl>
    2. А) Ba2++2Cl- >ВаCl2; Б) Ba0 +2H+
      >Ba2++H20; В) Ba2++2H+ >Ba0+H20

    3. Найдите сокращенное ионное уравнение,
      соответствующее левой части молекулярного
      уравнения: Fe(OH)2+2HNO3>
    4. А) Fe (OH)2+2H+>Fe 2++2H2O; Б) OH-+H+>H2O;
      В) Fe 2++2NO3- >Fe (NO3)2

    5. Найдите электронное уравнение, соответствующее
      данной схеме реакции: Na+ H2O >NaOH + H2
    6. А) 2H++2e- >H20; Б) Na0 -e-
      >Na+; В) H20 - 2e- >2H+

    7. Найдите электронное уравнение, соответствующее
      данной схеме реакции: Ca+H2 >CaH2
    8. А) 2H++2e- >H20; Б) H20
      +2e- >2H-; В) H20 - 2e- >2H+

    9. Найдите электронные уравнения, соответствующие
      данным схемам реакции. Ответов может быть
      несколько или не быть вообще. Не все ответы
      являются верными

    Дана схема реакции

    № ответа

    Полуреакция в электронном
    балансе

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    Na+ Cl2 >NaCl

    Na+H2 >NaH

    Na+HCl >NaCl+H2

    Na+ H2O >NaOH + H2

    Na2O + HCl >NaCl+H2O

    А)

    Б)

    В)

    Г)

    Д)

    E)

    Na0 -e- >Na+

    2Cl- — 2e- >Cl20

    2H++2e- >H20

    H20 +2e- >2H-

    H20 - 2e- >2H+

    Cl20+2e- >2Cl-

    IX. Подведение итогов урока.

    X. Задание на дом.

    Повторить § 11-14 по учебнику
    О.С. Габриеляна, упр. 6, стр. 75, упр. 4-6, стр. 82-83

    Следующий: