Урок-обобщение по теме Металлы и их соединения

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,13 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: закрепить и обобщить изученный материал по теме «Металлы», научить учащихся использовать знания о металлах и их соединениях для решения практических задач.

Задачи урока:

обучающие: актуализировать знания о свойствах металлов и соединений, их нахождении в природе и использования в повседневной жизни.

развивающие:

  • формирование практико-ориентированного направления познавательной деятельности;
  • развитие исследовательских и практических навыков, умений объяснять химические свойства веществ на основе наблюдений, соблюдение правил техники безопасности;
  • развитие мыслительных операций: умение анализировать, сравнивать устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
  • развитие познавательной само­стоятельности и творческой активности.

воспитательные:

  • формирование научно-материалистического мировоззрения;
  • воспитание инициативности, уверенности в своих силах, самостоятельности, любознательности;
  • развитие коммуникативных умений (работать в команде, принимать решение сообща, способность выражать свои мысли четко и кратко).

Формы: фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа обучающего характера.

Тип урока: урок применения знаний на практике

Методы и методические приемы: работа в группах, проблемно-поисковый и проблемно-дискуссионный методы.

Оснащение урока: презентация , интерактивная доска, оборудование и реактивы для лабораторных опытов, справочные таблицы.

Литература: Габриелян О.С. «Химия-9»; Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Настольная книга учителя «Химия. 9 класс».

Эпиграф к уроку: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь …» А. Дистервег

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивационно — ориентировочный этап.

Вступительное слово учителя. Мы живем с вами в мире химических веществ и превращений. Химия вокруг нас – такова особенность XXI века. Нас окружают тысячи самых разнообразных вещей, в состав которых входит еще больше различных веществ. И теперь, изучая химию, вы можете использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения разнообразных явлений в окружающей среде, для решения конкретных практических задач.

Объявление темы и целевые установки.

II. Вводная часть

1. Интеллектуальная разминка. Игровая пятиминутка (для активизации мыслительной деятельности учащихся).

Задание 1. Определите металл

  1. Этот металл легче свинца в 5 раз, а золота – в 20 раз. Стержень этого металла пишет по бумаге.
  2. «Зелёное золото» содержит 75% золота, 20% серебра и 5% этого металла.
  3. Сплав серебра и этого металла используется для изготовления зубных пломб.
    Металл придаёт прочность и долговечность «серебряным» зубным пломбам.
  4. Одно из применений металла – изготовление зеркал в телескопах.
  5. Самый блестящий металл. Тёзка страны чудес.

Ответ: индий.

Определите металл

  1. Этот металл используют для металлотермии – восстановления редких металлов из их руд.
  2. Сульфат данного элемента, известный под названием горькой, или английской, соли, используется в медицине в качестве слабительного средства.
  3. Морская соль имеет горький вкус из-за наличия в ней катионов данного металла.
  4. Сжигание данного металла сопровождается ослепительной вспышкой, поэтому его раньше применяли при фотографировании.
  5. Входит в состав хлорофилла растений.

Ответ: магний.

Задание 2. Установите соответствие между бытовым названием вещества и его формулой.

Название вещества

Формула

1. Сода кальцинированная

А. FeSO4 * 7H2O

2. Марганцовка

Б. NaNO3

3. Бертолетова соль

В. FeS2

4. Железный купорос

Г. Na2SO4* 10H2O

5. Поташ

Д. CaSO4* 2 H2O

6. Натриевая селитра

Е. KClO3

7. Сода питьевая

Ж. KMnO4

8. Гипс

З. Na2CO3

9. Глауберова соль

И. NaOH

10. Железный колчедан

К. K2CO3

11. Мел, мрамор, известняк

Л. CaCO3

12. Едкий натр

М. NaHCO3

III. Основная часть.

Моделирование бытовых ситуаций проблемного характера, в которых учащимся необходимо определиться с химических процессом, участвующими веществами и правильно предложить вариант разрешения модельных ситуаций.



Что делали

Наблюдения

Уравнения реакции
(молекулярные и ионные). Выводы

План:

  • осознание проблемной ситуации;
  • формулировка проблемы на основе анализа ситуации (постановка учебной проблемы);
  • решение проблемы посредством учебных действий;
  • доказательство и применение найденного решения.
  • заполнение таблицы.

Учитель: наш класс превращается в научную лабораторию, где будут работать четыре группы. Итогом работы каждой группы будет таблица (Приложение 1), в которой вы отразите результаты своих исследований, а эпиграфом — высказывание М. В. Ломоносова: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».

Инструктаж по правилам техники безопасности.

Учитель: любая семья периодически сталкивается с проблемой проведения ремонта. Конечно, легче и проще пригласить специалистов, и они быстро и качественно выполнят соответствую­щие работы. Но как быть, если по какой — либо причине вам придется засучить рукава и самим взять в руки ма­стерки и кисти, а прежде всего, познакомиться со свойствами строительных материалов и тех­нологией их использования.

Задание 1. В двух ведрах приготовлены суспензии мела (для побелки потолков в комнате) и гашеной извести (для побелки кухни). Как их можно отличить?

Выдвижение учащимися гипотез, высказывание несколько точек зрения.

Предложение учителя не торопиться с выводами и использовать необходимые реактивы.

Учащиеся (предполагают): при взаимодействии карбонатов с кислотой образуется углекислый газ, который выделяется с характерным шипением. Поэтому различить две суспензии можно с помощью соляной кислоты, а домашних условиях — уксусной кислоты: если при ее добавлении наблюдается характерное выделение углекислого газа, то побелка предназначена для комнаты.

Учащиеся каждой группы, составляют уравнение химической реакции, экспериментально доказывают предположение (образование газа в одной из пробирок) и объясняют наблюдаемое явление.

CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2

Заполнение таблицы (уравнение реакции ионного обмена, наблюдения и вывод).

Задание 2. В строительстве при грунтовке потолков и стен используется раствор:

  • NaCl
  • FeSO4
  • CuSO4

Этот раствор нельзя хранить в железных вёдрах или канистрах, так как идёт химический процесс. О каком веществе идёт речь?

Ребята снова выдвигают несколько гипотез. Возникает дискуссия, мнения разделяются.

Учащиеся (предполагают). Раствор, использующийся в строительстве при грунтовке потолков и стен, содержит сульфат меди (II) — медный купорос. Этот раствор нельзя хранить в железной таре, так как будет протекать химическая реакция. Железо является металлом средней активности; в электрохимическом ряду напряжений металлов находится левее меди, следовательно, будет вытеснять медь из раствора соли.

 CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu.

Составление уравнения химической реакции, экспериментально доказательство предположения: образование красного налета (меди) на поверхности гвоздя, изменение цвета раствора с голубого на бледно- желтый; объяснение наблюдаемых признаков реакции.

Заполнение таблицы (уравнение реакции замещения, наблюдения и вывод).

Задание 3. Гашёную известь применяют в строительном деле в качестве скрепляющего строительного материала. На воздухе, она твердеет с выделением воды. Объясните, какие изменения происходят с известью на воздухе.

Учащиеся работают с химическими понятиями, высказывают несколько точек зрения.

Направление поиска: вспомнить состав воздуха, не забывать пользоваться таблицей растворимости веществ.

Ребята снова выдвигают несколько гипотез. Возникает дискуссия.

Учащиеся (предполагают). Гашеная известь является гидроксидом кальция и относится к основаниям. Следовательно, обладая основными свойствами, будет реагировать с кислотным оксидом — углекислым газом, содержащимся в воздухе.

Образующийся в результате реакции карбонат кальция нерастворим в воде, поэтому смесь затвердевает.

Учитель: Подумайте, в каких случаях этот процее (затвердевание штукатурки) будет идти быстрее?

Ребята догадываются: при увеличении температуры и повышенном содержании углекислого газа, например, при горении угля.

Составление уравнения химической реакции, экспериментальное доказательство предположения: изменение цвета раствора, образование белой взвеси; объяснение наблюдаемых признаков реакции.

Ca(OH)2 +CO2 = CaCO3 + H2O

Заполнение таблицы (уравнение реакции, наблюдения и вывод).

IV. Оценочно-рефлексивный этап.

Подведение итогов урока. Оценивание наиболее активных учащихся.

Рефлексия

Ответьте на утверждение знаком «+» или «-»:

  1. Мне это пригодится в жизни
  2. На уроке было над чем подумать
  3. На все возникшие у меня вопросы я получил ответы
  4. Мне необходима дополнительная консультация учителя
  5. На уроке я поработал добросовестно

V. Домашнее задание:

Повторить главу I «Металлы». Составить вопрос и расчетную задачу практико-ориентированного характера.




Следующий: