Урок-обобщение по географии. Тема: Южные материки. 7-й класс

Наши учащиеся не случайно оказались в стенах заочной школы, у многих большой перерыв в учёбе, у всех разный уровень знаний, некоторые не могут систематически посещать занятия по разным причинам: работа, семья, маленькие дети. Но даже таких учащихся можно заинтересовать, привлечь к изучению географии.

Цель: закрепить основные знания о природе, населении, хозяйственной деятельности стран Африки, Австралии и Южной Америки

Задачи:

Обучающие:

  • углубить, расширить и систематизировать основные знания учащихся по теме «Южные материки»;
  • закрепить основные термины, понятия, ключевые слова;
  • закрепить конкретные знания о природе, населении и хозяйственной деятельности стран южных материков;

Развивающие:

  • развивать знания о закономерностях землеведческого характера, которые должны помочь школьникам увидеть единство, определенный порядок, связь явлений в разнообразии природы южных материков;
  • продолжить развитие умений использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе;
  • продолжить развивать умения работы с картами атласа, текстом учебника, дополнительной литературой, навыков работы в команде;

Воспитательные:

  • продолжить формирование у школьников бережного отношения к природе, воспитание активности, умению общаться, трудиться коллективно.

Оборудование: учебники географии В.А. Коринская, В.А. Щенёв «География материков и океанов, 7 класс», карточки-задания для команд, атласы для 7 класса, физические карты «Африка», «Австралия», «Южная Америка», компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин.)

Здравствуйте ребята!

Сегодня у нас обобщающее повторение по большому разделу «Южные материки». Этот урок необходим вам для того, чтобы успешно сдать зачет по данной теме.

Цель урока: мы должны с вами закрепить конкретные знания о природе, населении и хозяйственной деятельности стран южных материков;

II. Обобщающее повторение в виде соревнования

Предлагаю провести наше повторение в виде соревнования. Для этого вам необходимо разбиться на 3 команды по 3-4 человека (оставшиеся школьники могут стать членами жюри).

Каждая команда будет представлять определенный материк: «Африку», «Южную Америку» и «Австралию». При выполнении заданий можно пользоваться учебниками, картами атласа, настенными картами. После выполнения каждого задания, оно проверяется и оценивается жюри или учителем. Оценку работы учащихся можно вести традиционно по пятибалльной системе, учитывая глубину и полноту ответов по одному заданию. А можно фиксировать и по сумме баллов, набранных учащимися за правильное выполнение того или иного задания.

И так, мы начинаем….

1 задание «Викторина» (5-7 минут):

ВИКТОРИНА по теме: «АФРИКА»

1. Средняя высота над уровнем моря 750 м. Высочайшая горная вершина (5895 м) является вулканом, увенчанным вечной снеговой шапкой.

Вопрос: Как называется горная вершина?

-ИЛИ—-ЖАР-

2. Самое населенное государство Африки расположено на западе континента. Его территория более 920 тыс. кв. км при населении более 100 млн. человек.

Столица государства – Лагос.

Вопрос: Как называется это государство?

-И—И-

3. Название стране дало озеро, с которым, по существу, связана вся ее жизнь.

Вопрос: Как называется страна и озеро?

-А-

4. По своим природным ресурсам эта страна является одной из богатейших на африканском континенте. По производству кофе она занимает четвертое место в мире. Только в 1975 г. государство получило независимость.

Вопрос: как называется эта страна и ее столица?

А—-А

—АН—

5. Второе по глубине озеро планеты после Байкала расположено в Восточной Африке. Его глубина 1435 метров.

Вопрос: Как называется это озеро?

-АН-АН—-

ВИКТОРИНА по теме: «АВСТРАЛИЯ»

1. Австалия самый низкий материк, средняя высота над уровнем моря 350 метров. Самая высокая точка – гора в Австралийских Альпах 2230 м.

Вопрос: Как называется эта гора?

КО—-КО

2. У Австралии простые очертания береговой линии. На юге материка находится крупный залив – Большой Австралийский.

Вопрос: Как называется залив, расположенный на севере?

—Р—Н—Р—

3. На юге Австралии находится остров, который открыл голландский мореплаватель в 1642 году. Этот остров впоследствии был назван его именем.

Вопрос: Как называется этот остров?

ОСТРОВ —МА—

4. Вы, конечно, знаете главную реку Австралии с притоком Дарлинг.

Вопрос: Как называется эта река?

—РР—

5. Какой остров у южных берегов Австралии носит название крупного австралийского животного?

—-У-У

ВИКТОРИНА по теме «Южная Америка»

1. На карте эта страна самая «длинная» и самая «узкая» в мире: в длину – 4300 км, а в ширину – от 15 до 355 км. На языке инков название страны обозначает «снег». Это очень точная характеристика, так как вершины ее гор покрыты снегом.



Вопрос: Назовите страну и ее столицу.

-И-И

—ТЬ—

2. Они носят одно название: республика и головной убор.

Вопрос: Как называется эта республика?

-А-А-А

3. В 1520 году португальский мореплаватель Магеллан достиг южной оконечности американского континента и открыл пролив, соединяющий Атлантический океан с Тихим, впоследствии названый его именем. Он увидел по обе стороны пролива множество костров. Их жгли индейцы. Открытый архипелаг получил следующее название…

Вопрос: Как называется этот архипелаг?

—Н-НН— —М—

4. Площадь бассейна этой реки самая большая в мире, она составляет 7180 тыс. км2 и равна по площади две трети Европы. Эта же река самая многоводная на планете.

Вопрос: Как называется эта река?

А-А—-А

5. Хищное млекопитающее семейства кошачьих. Единственный представитель рода на территории Америки, третий по размеру в мире, и самый крупный в Новом свете представитель семейства кошачьих. В переводе название этого животного означает «кровь».

Вопрос: Как называется это животное?

Я—А-

Подведение итогов викторины, выставление баллов командам.

2 задание «Что такое? Кто такой?» (7 минут):

Карточка-задание для команды «Африка»

  1. Атлас – …
  2. Нил – …
  3. Вади – …
  4. Пигмеи – …
  5. Баобаб – …
  6. Калахари – …
  7. Виктория – …

Карточка-задание для команды «Австралия»

  1. Аборигены – …
  2. Косцюшко – …
  3. Крики – …
  4. Бумеранг – …
  5. Джеймс Кук – …
  6. Коала – …

Карточка-задание для команды «Южная Америка»

  1. Колумб – …
  2. Сельва – …
  3. Ориноко – …
  4. Капибара – …
  5. Пиранья – …
  6. Патагония – …
  7. Колибри – …

Подведение итогов работы по карточкам, выставление баллов командам.

3 задание «Блиц-опрос» (если команда не ответила на вопрос, на него может ответить другая команда, получить дополнительный балл):

Блиц-опрос по теме: «Африка»

  1. Какому материку Африка уступает по площади?
  2. Самая полноводная река Африки?
  3. Как расшифровать название страны ЮАР?
  4. Самая большая пустыня мира находится в Африке. Назовите ее?
  5. Основная достопримечательность Египта?
  6. Как называется канал, который связал Африку и Евразию?
  7. Животное – корабль пустыни?
  8. Плоды этого дерева называют «солнечными пальчиками, источающими мед». Что это за дерево?
  9. К какой расе относятся жители Центральной и Южной Африки?
  10. Самая густонаселенная страна Африканского континента?

Блиц-опрос по теме: «Австралия»

  1. Какая страна расположена на материке Австралия?
  2. Назовите бессточное озеро, самую глубокую впадину Австралии (около 12 м ниже уровня моря).
  3. Назовите самый теплый месяц в Австралии.
  4. Самое большое сооружение возле берегов Австралии, построенный живыми организмами?
  5. Растение, ставшее символом материка?
  6. Изображения каких животных помещены на гербе Австралии?
  7. Что такое эндемики? Приведите пример.
  8. На каком языке говорят в Австралии?
  9. Столица Австралии?
  10. Каких животных разводят фермеры Австралии?

Блиц-опрос по теме: «Южная Америка»

  1. Самое большое по площади государство Южной Америки?
  2. Как переводится слово «АНДЫ»?
  3. Как называется самый большой удав на земле?
  4. Какие страусы обитают в Южной Америке?
  5. Столица государства Аргентина?
  6. Листья какого растения жуют индейцы как освежающие леденцы?
  7. Как называется канал, который прорыли между двух Америк?
  8. Как называются кувшинки огромных размеров в водах Амазонки?
  9. Назовите хищника амазонских лесов.
  10. Какая страна Южной Америки самая маленькая по площади?

Подведение итогов блиц-опроса, выставление баллов командам.

III. Подведение итогов урока, выставление оценок:

Итак, мы сегодня на уроке повторили и закрепили знания по трем основным материкам Южного полушария. Я думаю, что вам понравился наш урок, который проходил в духе соревнования. Все ребята молодцы, подготовились, повторили пройденный материал. Ну а теперь можно подвести итог игре и выставить оценки.

Слово предоставляется нашему компетентному жюри (жюри подводит итог игры).

Учитель выставляет оценки всем членам команд.

IV. Выводы:

Мы повторили основные понятия по темам «Африка», «Южная Америка» и «Австралия». Вспомнили основные черты природы этих материков, населения и хозяйственной деятельности стран.

Подготовились к сдаче зачета.

V. Домашнее задание:

Записано на доске: повторить основные конспекты по темам зачетного раздела: «Южные материки», подготовиться к зачету.

Всем спасибо за урок, до свидания!




Следующий: