Урок-обобщение Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева

Цели:

1. Образовательная — обобщение, закрепление и
расширение знаний учащихся о периодическом
законе и Периодической системе химических
элементов Д.И.Менделеева, строении атома,
отдельных элементах.
2. Развивающая — развитие познавательного
интереса учащихся, естественнонаучного мышления
и мировоззрения.
3. Воспитательная — воспитание стремления к
получению знаний, трудолюбия, чувства
патриотизма и коллективизма.

Задачи:

- познакомить учащихся с величайшим обобщением
знаний о химических элементах — периодическом
законе Д.И. Менделеева;
- сформировать представления о том, что между
химическими элементами объективно существует
взаимосвязь, починенная периодическому закону и
отраженная в периодической системе;
- подвести учащихся к пониманию идеи
материального единства веществ через
представления об общих чертах строения их
атомов.

Оборудование:

Таблица
“Периодическая таблица химических элементов
Д.И.Менделеева”, экран, мультимедиа.

Класс делится на две команды, урок проводится в
виде игры “Счастливый случай”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Тема урока (Слайд 1)
Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д.И.Менделеева. Эпиграфом
нашей встречи может служить отрывок из
стихотворения Степана Щипачева “Читая
Менделеева”:

Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все — от песчинок малых до планет -
Из элементов состоит единых. (Слайд2)

2. Этап активизации, обобщения и систематизации
знаний учащихся.

Учитель: Ребята, у нас сегодня урок проходит в
виде игры “Счастливый случай”

Девиз: “Чтобы победить, надо знать, уметь,
думать!” (Слайд 3)

(Проведение игры “Счастливый случай”)

Гейм 1 “Дальше, дальше”

Вопросы для 1-й команды

  • Когда и кем был открыт периодический закон?
    Каковы обстоятельства его открытия? (В 1869 г.
    Д.И.Менделеевым с использованием карточек со
    знаками элементов и их характеристиками)
  • Каков физический смысл порядкового номера
    элемента, номеров группы, периода.
  • Что такое группа? Какие бывают подгруппы? Как их
    различить?
  • Что такое изотопы?
  • Составьте электронную формулу атома мышьяка
  • Запишите условные обозначения всех частиц,
    образующих атом, с указанием их заряда, массы.
  • Укажите состав атома фосфора
  • Вопросы для 2-й команды

  • Приведите современную формулировку
    периодического закона
  • Как изменяется с увеличением порядкового
    номера свойства элементов в периоде, А-группе?
  • Что такое период? какие бывают периоды? Почему?
  • Что такое химический элемент?
  • Составьте электронную формулу селена.
  • Составьте общую схему строения атома (Атом: а.
    Ядро —протоны нейтроны б. Электроны)
  • Укажите состав атома серы.
  • Гейм 2 “Заморочки из бочки” (Слайд 4)

    Участники команда по очереди достают из
    бочонка вопросы и отвечают на них.

    1. Химики увековечили память Бора не так как
      память других ученых. В чем отличие? ( В его честь
      назван элемент — нильсборий, который содержит
      только фамилию, но и имя ученого)
    2. Какой элемент образует и очень мягкое и очень
      твердое вещество (Углерод)
    3. Какой элемент называют элементом жизни?
      Элементом мысли? (Азот, фосфор)
    4. Он есть и в зданиях и костях. О каком элементе
      идет речь? ( О кальции)
    5. Какой химический элемент алхимики изображали в
      виде змеи (Мышьяк, т.к. он ядовит)
    6. Какой металл может “болеть чумой”? (Олово)
    7. Название какого химического элемента состоит
      из названия двух млекопитающих? (Мышьяк)
    8. В романе А.Дюма “Королева Марго” король Карл
      был отравлен своей матерью и скончался в
      страшных мучениях. Чем он был отравлен, и какое
      противоядие ему давали? (Яд — мышьяк, противоядие -
      яичный белок)

    Гейм 3 “Темная лошадка” (Слайд 5)

    Первой отвечает та команда, которая первой
    поднимает руку; если ответ неправильный, то
    отвечает вторая команда.

    1. Он по всюду и везде: в камне, воздухе, воде,
    Он и в утренней росе, и в небес голубизне.
    (Кислород)

    2. Он в белом песке и кварце, в составе стекла и
    сплавах.
    А если в резину войдет, то стойкость к жаре и
    морозу ей придает. (Кремний)

    3. Менделеев меня впервые предсказал,
    Французский ученый название дал.
    Если в нем первую букву заменишь,
    Место в системе сразу изменишь, (галлий, таллий)

    4. К восьмой группе отнесен,
    В честь России назван он. (Рутений)

    5. Я — металл, меня ты знаешь, мощь огромная во
    мне.
    Если букву “б” добавишь, землю скрою я во мгле.
    (Уран — буран)

    6. Название от слова “цвет”. Бесцветных
    соединений нет,
    И весь секрет названья в том. Элемент тот будет ….
    (Хром)

    Гейм 4 “Гонка за лидером” (Слайд 6)

    Кто быстрее ответит на поставленные вопросы
    (засекается время ответов) Вопросы командам:

    1. Дана электронная формула

    1 команда

    1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 3d0 4s1

    2 команда

    1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 3d10 4s1

    2. Сколько электронов может максимально быть на
    s-,p-,d- подуровнях (1-й команде)
    Сколько орбиталей имеет s-,p-,d- подуровни? (2-й
    команде)

    3. Выпишите в клетки названия химических
    элементов, начинающихся на букву “к” (1-й
    команде) на букву “с” (2-й команде), (слайд 7 и 8)

    Ответы: Калий, ксенон, кальций, кобальт, кремний,
    криптон, калифорний. Сера, селен, свинец, сурьма,
    скандий, серебро, стронций (слайд 9)

    3.Подведение итогов

    Подводим итоги игры, называем команду -
    победительницу и учащихся, набравших большее
    количество баллов.

    Урок заканчиваем следующими словами (читают 2
    ученика)

    Ученик 1: Мир сложен.
    Он полон событий, сомнений,
    И тайн бесконечных, и смелых догадок.
    Как чудо Природы
    Является гений
    И в хаосе этом
    Находит порядок…

    Ученик 2: Весь мир большой:
    Жара и стужа,
    Планет круженье, свет зари -
    Все то, что видим мы снаружи,
    Законом связано внутри.
    Найдется ль правило простое,
    Что целый мир объединит?
    Таблицу Менделеев строит,
    Природы ищет алфавит.

    Учитель

    :

    Периодический закон был открыт
    Д.И.Менделеевыми в 1869 году. С того времени было
    открыто огромное количество новых химических
    элементов, изучено строение атома, но все эти
    открытия основываются на периодическом законе.
    Каким гением нужно быть, каким умом должен
    обладать ученый, чтобы при открытии закона
    предвидеть его огромное значение в будущем, и
    недаром Д.И.Менделеев говорил:

    “Периодическому закону будущее не
    грозит разрушением, а только надстройка и
    развитие обещаются” (слайд 10)

    Презентация

    Следующий: