Урок обобщающего повторения в 7-м классе по теме Евразия

Урок обобщающего повторения проводится в форме игры «Восхождение на Эверест».

Задачи урока:

Образовательные: повторить изученный
материал (географическое положение, рельеф и
полезные ископаемые, климат, внутренние воды,
природные зоны и политическую карту Евразии).

Развивающие: применять имеющиеся
знания в решениях проблемных ситуаций, развивать
мышление, воображение, устную речь.

Воспитательные: воспитывать в детях
чувство ответственности за порученное дело,
умение работать в коллективе, сопереживать
товарищу, самостоятельно и ответственно
готовиться к уроку.

Оборудование: физическая карта мира,
физическая карта Евразии, политическая карта
Евразии, флаги из бумаги разных цветов, контур
горы (на доске), атласы, чистые листы бумаги,
учебники, маршрутные листы для связистов
(приложение 1), шесть карточек трех разных цветов
для команд учеников, карта восхождения для
учителя (приложение 2), карточки для команд
учеников (приложение 3,4,5,7,8), карточка-задание для
разведчиков (приложение 6), контурные карты,
фотоаппарат.

Описание игры.

В игре принимают участие три группы
учащихся-“альпинистов” из одного класса. В
начале урока учитель выбирает капитанов групп и
связистов, которые будут выполнять роль жюри,
объявляет себя руководителем восхождения.
Связистам вручаются маршрутные листы
(приложение 1). Их задача – поддерживать связь
между группами и руководителем восхождения,
подводить итоги.

В базовом лагере № 1 (у подножия горы)
капитаны групп получают пакеты с заданием
(приложение 3). В пакете два задания разной
степени сложности. Участники сами решают, на
какой вопрос им отвечать (ответившие на сложный
вопрос получают шесть баллов, а на легкий – три
балла). Это условие им известно заранее. Связисты
на доске (на контуре горы) отмечают итоги первого
задания. Затем все переходят во второй
промежуточный лагерь. Его высота от подошвы горы
зависит от количества баллов, полученных за
первое задание. Учитель как руководитель
экспедиции ведет группы к вершине, он имеет перед
собой карту восхождения (приложение 2).

В лагере № 2 группы получают новую
работу. Им нужно найти в учебнике описание любой
крупной формы рельефа Евразии (приложение 4). В
третьем промежуточном лагере “альпинисты”
получают от руководителя пакет и работают
коллективно. Они определяют количество
географических ошибок в тексте (приложение 5).
Ответ записывается на листок и передается
связистам, которые подводят итог и
поднимаются в четвертый промежуточный лагерь.
Перед этим подъемом руководитель восхождения
вручает капитанам задание (приложение 6)
отправить разведчиков для работы в лагерь № 5.
Совершая подъем в лагерь в лагерь № 4 участники
групп, коллективно работая, определяют по
контурной карте, какие объекты на ней показаны
цифрами (приложение 7). Результаты передаются
связистам для подведения итогов. В пятом лагере
участников восхождения ждут разведчики, которые
описали природную зону Евразии. Заслушивается
доклад каждого разведчика и оценивается
руководителем восхождения (максимальная оценка
10 баллов). В лагере № 6 “альпинисты” на листе
пишут названия государств Евразии, начинающиеся
с буквы “и” (без использования атласа)
(приложение 8). Связисты подводят итоги,
руководитель объявляет победителей восхождения.
Участники команды-победительницы выходят к
контуру горы, капитан водружает флаг на вершину,
фотограф делает снимок победителей на фоне
контура горы.

Приложение 1

Маршрутный лист для связиста первой
команды

Маршрутный лист для связиста второй
команды

Маршрутный лист для связиста третьей
команды

Приложение 2

Карта восхождения для учителя

1 группа

2 группа

3 группа

1. а) Назвать и
показать крайнюю южную точку Евразии (3 балла)
1. а) Назвать и
показать крайнюю северную точку Евразии ( 3 балла)
1. а) Какой пролив
отделяет Евразию от Северной Америки? (3 балла)
б) В каких
климатических поясах располагается материк? (6
баллов)
б) В каком
климатическом поясе располагается наибольшая
площадь Евразии? (6 баллов)
б) Чем объяснить
богатство востока Евразии рудными полезными
ископаемыми? (6 баллов)

2. Найти в учебнике описание любой крупной формы
рельефа Евразии (5 баллов)

3. Климат Евразии.
Резко-континентальный климат Восточной Сибири
сложился в условиях значительной близости к
океанам, положения в умеренном поясе, наличия
высоких гор, которые свободно пропускают морские
воздушные массы с Тихого океана. Здесь круглый
год преобладают морские массы воздуха. Из-за
этого зима холодная, а лето сравнительно теплое,
в южных районах даже жаркое. (4 балла)

4. Реки и озера, отмеченные на контурной
карте (7 баллов)

1. Каспийское
озеро

2. р. Дунай

3. оз. Байкал

4. р. Лена

5.р.Хуанхэ

6.р.Янцзы

7. Аральское озеро

1. р. Иртыш

2. р.
Лена

3. оз. Байкал

4. Каспийское озеро

5.Хуанхэ

6. р. Дунай

7. р. Волга

1. Каспийское
озеро

2. р. Хуанхэ

3. оз. Байкал

4. р. Обь

5.оз.
Ладожское

6. р. Волга

7. р. Амур

5. Описать природную зону по плану (10
баллов)

6. Записать не менее 10 государств
Евразии, начинающихся с буквы “и” (Ирландия,
Исландия, Иордания, Израиль. Индия, Индонезия,
Иран, Ирак, Испания, Италия).

Приложение 3

Карточки для команд

1
команда

2
команда

3
команда

а)
Назвать и показать крайнюю южную точку Евразии (3
балла) б) В каких климатических поясах
располагается материк? (6 баллов)

1. а)
Назвать и показать крайнюю северную точку
Евразии ( 3 балла) б) В каком климатическом поясе
располагается наибольшая площадь Евразии? (6
баллов)

1. а)
Какой пролив отделяет Евразию от Северной
Америки? (3 балла) б) Чем объяснить богатство
востока Евразии рудными полезными ископаемыми? (6
баллов)

Приложение 4

Карточки для команд

1
команда

2 команда

3
команда

Найти в
учебнике описание любой крупной формы рельефа
Евразии (5 баллов)

Найти в
учебнике описание любой крупной формы рельефа
Евразии (5 баллов)

Найти в
учебнике описание любой крупной формы рельефа
Евразии (5 баллов)

Приложение 5

Карточки для команд

Найдите географические ошибки в тексте

Резко-континентальный климат
Восточной Сибири сложился в условиях
значительной близости к океанам, положения в
умеренном поясе, наличия высоких гор, которые
свободно пропускают морские воздушные массы с
Тихого океана. Здесь круглый год преобладают
морские массы воздуха. Из-за этого зима холодная,
а лето сравнительно теплое, в южных районах даже
жаркое.

Приложение 6

Карточка для разведчиков

Описать природную зону по плану (10 баллов)

Приложение 7

Карточки для команд

По контурной карте определить названия
отмеченных рек и озер (7 баллов)

Приложение 8

Карточки для команд

Записать не менее 10 государств Евразии,
начинающихся с буквы “и”

Следующий: