Урок обобщающего повторения: Природно-хозяйственные зоны России. 8-й класс


Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – Закрепить полученные знания и
    определить уровень их усвоения обучающимися по
    теме “Природно-хозяйственные зоны России”,
    систематизировать представления об основных
    понятиях, связанных с компьютерными
    презентациями;
  • метапредметные – Содействовать
    формированию навыков работы с дополнительными
    источниками информации и самостоятельного
    составления характеристики ПХЗ, основных
    навыков и умений использования инструментов
    создания мультимедийных презентаций для решения
    практических задач; навыков публичного
    представления результатов своей работы;
    развитие мышления учащихся и их коммуникации в
    совместной работе над полученными заданиями.
  • личностные – способность увязать знания об
    основных возможностях компьютера с собственным
    жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с
    практическим применением компьютеров;
    воспитывать чувство бережного отношения к
    природе, её ресурсам, на примере природно –
    хозяйственных зон России.

Решаемые учебные задачи:

  • повторение основных требований к созданию
    мультимедийной презентации;
  • создание презентации “Природно-хозяйственные
    зоны России”, публичное представление
    презентаций;
  • повторение и систематизация знаний по теме
    “Природно-хозяйственные зоны”.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • компьютерная презентация;
  • планирование презентации;
  • создание и редактирование презентации;
  • монтаж презентации;
  • природно-хозяйственная зона.

Используемые на уроке средства:

  • карта “Природные зоны России”;
  • рисунки и фотографии природных зон России,
    растений и животных
  • персональный компьютер (ПК) учителя,
  • мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Постановка целей урока

Обучающиеся работают на урока в парах.
Результатом их работы должна стать созданная на
уроке презентация “Характеристика ПХЗ”

3. Актуализация знаний

- Что называется природно-хозяйственной зоной?

- Какие факторы влияют на формирование ПХЗ?

- Назовите ПХЗ на территории России?

- Какие из них занимают max, min площадь?

- С чем связано разнообразие ПХЗ на территории
России?

- По какому плану дают характеристику ПХЗ?

План описания природно-хозяйственной зоны:

  1. Географическое положение
  2. Внешний облик зоны
  3. Климат
  4. Почвы
  5. Растительность
  6. Животный мир
  7. Использование человеком
  8. Экологические проблемы

4. Создание презентации “Характеристика
ПХЗ”

Обучающиеся по жребию определяют
природно-хозяйственную зону, которую будут
описывать:

  1. Арктические пустыни
  2. Тундра и лесотундра
  3. Тайга
  4. Смешанные и широколиственные леса
  5. Лесостепи и степи
  6. Пустыни и полупустыни

Этапы создания презентации:

  • сформулировать тему будущей презентации —
    “Природно-хозяйственные зоны России”;
  • определить количество слайдов — до 10 слайдов;
  • разработать структуру слайдов:
    • 1слайд — титульный лист;
    • 2—9 слайды – посвящены описанию
      природно-хозяйственной зоны России;
    • 10 слайд — заключение.

Вся информация необходимая для создание
презентации заранее заготовлена на ПК учеников в
виде текста, рисунков и фотографий (не
разделенных по природным зонам) (Приложение
1)
. Учащиеся должны самостоятельно выбрать
ту информацию, которая понадобится для описания
той или иной природной зоны.

Запустите Microsoft PowerPoint. (Пуск — Все Программы
-Microsoft PowerPoint)
В пункте Разметка слайда выберите
макет Титульный слайд



Чтобы создать презентацию в определенном
стиле, нужно в окне Дизайн слайда выбрать Шаблоны
оформления
и выбрать понравившийся вам шаблон.

В Заголовок слайда введите название
выбранной вами природно- хозяйственной зоны
России. В Подзаголовок слайда введите ваши
фамилию, имя, класс и дату создания презентации.

С помощью команды Эффекты анимации из меню Дизайн
слайда
можно установить все анимационные
эффекты для слайда.

Например, можно обеспечить появление текста по
буквам, словам или абзацам. Графические
изображения и другие объекты могут появляться
постепенно. Вы можете изменять порядок
возникновения объектов на слайде и
устанавливать время показа каждого объекта.

С помощью пункта Настройка анимации устанавливаются
эффекты анимации (по времени, автоматически, по
щелчку)

Для просмотра слайда в полноэкранном режиме в
меню Показ слайдов нажать С начала (или С
ткущего слайда)

Для того чтобы вставить новый слайд, выполните
команду Создать слайд…. (или кнопка Создать
слайд
на Панели инструментов)

Для слайдов № 2-9 выберите разметку слайда Заголовки
и текст.
На этих слайдах описывается выбранная
природная зона по изученному ранее плану.
Добавляются рисунки и фотографии природной зоны,
произрастающих там растений и обитающих
животных.

Вставка картинок происходи следующим образом:
Выполните команду Вставка — Рисунок — Из файла. Перейдите
по нужному Вам адресу. Если Вставленный рисунок
занимает почти весь слайд, для того чтобы
уменьшить его подведите курсор мыши к одному из
углов, чтобы курсор мыши превратился в
двунаправленную стрелку. Нажмите левою кнопку
мыши и не отпуская ее перемещайте мышь, при этом
размер рисунка будет пропорционально
изменяться. Для перемещения рисунка, подведите
курсор мыши на рисунок, при этом курсор должен
измениться в четыренаправленную стрелку,
нажмите левую кнопку мыши и не отпуская ее,
переместите рисунок в нужное место.

В меню Показ слайдов — Смена слайдов настройте
следующим образом Жалюзи вертикальные
Медленно По щелчку
и нажмите на кнопку Применить
ко всем.
В данном случае слайды будут сменять
друг друга автоматически через 10 сек., без
участия человека, но если Вам надо полностью
управлять временем смены слайдов, то ставить
галочку возле пункта Автоматически после не
следует.

Для просмотра всей презентации выберите меню Показ
слайдов
- С начала или нажмите клавишу F5.

Сохраните презентацию. Для этого в меню Файл выберите
Сохранить как…

5. Учитель предлагает выступить со своими
презентациями 1-2 ученикам
– авторам
наиболее сильных работ. Все ученики могут
принять участие в обсуждении этих работ.

В конце урока ученикам сообщаются их оценки за
презентацию.

6. Домашнее задание. Подготовка
сообщения (реферата) на одну из следующих тем (по
выбору учащихся):

  • Арктические пустыни
  • Тундра и лесотундра
  • Тайга
  • Смешанные и широколиственные леса
  • Лесостепи и степи
  • Пустыни и полупустыни

Литература:

1. Поурочные разработки по географии России: 8
класс: к учебнику под ред. В.П. Дронова “География
России: 8-9 классы”/ С.Н. Грушина.- М.: Издательство
“Экзамен”, 2008г.-302,с.

2. В.П. Дронов, И.и. Баринова, В.Я. Ром, А.А.
Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова.- 13-е изд.,
стереотип. -М.: Дрофа, 2012-271,с

3. География. Россия. Природа и население. 8 кл.:
учеб. Для общеобр. Учреждений/ под ред. А.И.
Алексеева.-9-е изд.. перер. И доп.-М.: Дрофа, 2007.-304с.




Следующий: