Урок обобщающего повторения по географии в 9-м классе по теме Хозяйство России

Цели урока:

  • повторить, закрепить, обобщить знания об
    особенностях хозяйства России, его отраслевом
    составе;
  • совершенствовать коммуникативную и
    информационную компетенцию учащихся, умение
    слышать и слушать.

Тип урока: повторение материала в
форме игры «Своя игра».

Форма организации учебной
деятельности: групповая.

Оборудование:

  • учебник географии 9 класса «Россия: природа,
    население, хозяйство» В.П.Дронова,
    Л.Е.Савельевой, атлас, презентация «Своя игра»,
  • стенная карта России,
  • компьютер,
  • проектор.

Ход урока

1. Организационный этап урока,
целеполагание.

- Мы закончили изучение 1 главы учебника,
посвящённой особенностям хозяйства России, его
отраслевому составу. Как вы думаете, какова тема
сегодняшнего урока?

- Сформулируйте цели урока.

- Обобщать знания по теме «Хозяйство России»
мы будем в форме игры «Своя игра». Предположите,
какие темы вам будут предложены.

Учитель напоминает правила игры, в которой
участвуют не отдельные ученики, а все учащиеся,
объединённые в группы. Результаты будут
фиксироваться на доске.

2. Обобщение знаний.

Проведение игры «Своя игра» в 5 группах по 5
человек (Приложение 1 — Презентация
«Своя игра»).

Предлагаемые задания (в игре цена вопросов — 100,
200, 300, 400, 500 баллов):

Тема «Общая характеристика хозяйства»:

  1. Положение страны, которое ограничивает
    развитие многих отраслей, удорожает ведение
    хозяйственной деятельности (северное).
  2. Часть населения страны, которая способна
    работать (трудовые ресурсы).
  3. Это люди, занятые в хозяйстве, и те, кто хочет, но
    не может найти работу, т.е. безработные (экономически
    активное население
    ).
  4. Все материально-вещественные ресурсы,
    многократно используемые в производстве для
    создания материальных и духовных ценностей
    (здания, транспортные средства, оборудование,
    скот :) (производственный капитал).
  5. На современном этапе развития России основную
    часть её богатства составляет (природно-ресурсный
    капитал или природные ресурсы
    ).

Тема «Промышленность»:

  1. Самый крупный промышленный комплекс по объёму
    производимой продукции — ТЭК — более 20%. Назовите
    его отраслевой состав (топливная
    промышленность, электроэнергетика,
    транспортировка).
  2. Зерноуборочные комбайны производят в районах
    выращивания зерна (Ростов-на- Дону, Красноярск),
    льноуборочные — в местах произрастания льна
    (Бежецк). Назовите фактор размещения этих
    предприятий (потребительский).
  3. Череповец, Старый Оскол, Липецк, Новокузнецк,
    Магнитогорск, Чусовой — это центры : (чёрной
    металлургии
    )
  4. Это один из крупнейших районов горно-химической
    промышленности. Здесь сосредоточено 100%
    общероссийской добычи этого полезного
    ископаемого, оно очень высокого качества. По
    размерам его добычи Россия уступает только
    Канаде. Назовите полезное ископаемое и центры
    его добычи (калийные соли, Соликамск и
    Березники
    Пермского края).
  5. Одной из общих проблем обрабатывающей
    промышленности является низкая доля современной
    продукции. Назовите другие проблемы (устаревшее
    оборудование, дефицит квалифицированных кадров
    ).

Тема «АПК»:

  1. Основная зерновая культура в России (пшеница).
  2. Они могут пастись на горных склонах,
    преодолевать большие расстояния, круглогодично
    находиться на пастбищах. Их часто разводят на
    землях, не пригодных для других отраслей
    сельского хозяйства. Назовите этих животных (овцы).
  3. На территории Пермского края преобладает
    молочное скотоводство. Почему? (наличие
    кормовой базы — зелёные сочные корма и силос).
  4. Почему машиностроение и химическая
    промышленность являются одним из звеньев АПК? (для
    с/х дают
    машины, оборудование, удобрения,
    средства защиты растений, :
    )
  5. Почему в России доля продуктов питания
    иностранного производства составляет более 40%, а
    доля импортной одежды — 75%? (недостаточный
    уровень развития
    сельского хозяйства,
    машиностроения, химической, текстильной
    промышленности,
    :).

Тема «Сфера услуг»:

  1. Что является продукцией данной сферы? (услуги
    в качестве деятельности
    ).
  2. Вам дали задание: определить грузооборот
    автомобильного транспорта. Какие данные для
    этого вы должны найти? (количество
    перевезённого груза и расстояние перевозк, эти
    данные перемножить
    ).
  3. 16 декабря 2009 года был пущен новый скоростной
    экспресс (250 км/час) по маршруту Санкт-Петербург -
    Москва. Как он называется? (Сапсан)
  4. Летом мы решили совершить путешествие на
    теплоходе из Соликамска до северного порт
    Мурманск. Возможно ли это? (Да, Кама — Волга -
    Волго-Балтийский канал — Онежское озеро -
    Беломорско-Балтийский канал — Белое море -
    Баренцево море
    ).
  5. Основой науки являются научные кадры. По числу
    занятых в науке Россия является одним из мировых
    лидеров. Какая проблема характерна для
    российских научных кадров и почему? («старение»,
    слабый приток молодёжи — снижение престижа
    профессии, низкая заработная плата)

Завершается игра обсуждением вопросов,
предложенных в учебнике в рубрике «Вопросы для
обсуждения» (каждая группа высказывает своё
мнение):

  1. Какие меры можно предпринять, чтобы снизить
    отрицательные следствия северного положения
    России?
  2. Стоит ли при огромных запасах природных
    ресурсов России переходить от сырьевой к
    инновационной экономике?
  3. Какие качества россиян в первую очередь
    необходимо совершенствовать для улучшения
    человеческого капитала страны?

3. Подведение итогов игры, выставление
оценок.



4. Домашнее задание: подготовиться к
тестированию по теме «Хозяйство России».




Следующий: