Урок обобщающего повторения и систематизации ЗУН по теме Зарубежная Европа 10-й класс

Цель: создать условия для:

  • обобщения, систематизации, углубления ЗУН по проблемам развития региона Зарубежная Европа;
  • формирования у обучающихся комплексного представления о регионе Зарубежная Европа;
  • формирования умения аргументировано выступать перед аудиторией;
  • формирование навыков принятия решений в новой ситуации.

Знания:

  1. Уникальность региона Зарубежная Европа.
  2. Этапы хозяйственной деятельности и взаимодействия общества и природы в пределах региона Зарубежная Европа.
  3. Антропогенное воздействие на природу:
    - загрязнение атмосферы,
    - загрязнение биосферы,
    - загрязнение гидросферы и т.д.
  4. Экологические проблемы.
  5. Международная экономическая интеграция.

Умения:

  • создавать географический образ региона;
  • выявлять причины возникновения экологических проблем;
  • формулировать уникальность региона Зарубежная Европа.
  • объяснять экологические ситуации отдельных территорий и стран мира.
  • объяснять влияние экономической интеграции на перспективы развития региона.

Навыки:

  • прогнозировать основные направления антропогенного воздействия на природу в Зарубежной Европе;
  • предлагать пути решения сложившихся проблем;
  • аргументировано выступать перед аудиторией.
  • прогнозировать социально-экономическое развитие отдельных стран в пределах определенного региона.

Оборудование:

  • физическая карта мира,
  • политическая карта мира,
  • политическая карта Зарубежной Европы,
  • комплексная карта региона Зарубежная Европа.
  • таблицы, дидактические материалы, изготовленные учащимися.

Учебные пособия:

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. — М.: Просвещение, 2007;
  2. Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, — Ч.1, 2, 2004.
  3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение, 2005.
  4. Кузнецов А.П.Население и хозяйство мира. – М.: Дрофа, 1999.
  5. Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. Глобальная география. – М.: Дрофа, 1997.

Для успешного проведения данного учебного занятия очень важным является подготовительный этап, который осуществляется на основе взаимодействия учителя и ученика:

  1. Формулировка темы урока.
  2. Формулировка учебных целей игры.
  3. Распределение ролей между участниками учебно-познавательной деятельности.
  4. Дается характеристика в целом игрового пространства.
  5. Определение временных границ игры.
  6. Подбор и изучение дополнительной литературы по теме.
  7. Подготовка и создание дидактических материалов для урока.

Основные понятия темы:

  1. Историко-географический регион.
  2. Географическая среда.
  3. Природные ресурсы.
  4. Природные условия.
  5. Портово-промышленный комплекс.
  6. Природно-ресурсный потенциал.
  7. Экологические проблемы.
  8. Антропогенное воздействие на окружающую среду.
  9. Мониторинг окружающей среды.
  10. «Ось развития».
  11. Европейский союз.
  12. Субурбанизация.
  13. Рекреационные ресурсы.
  14. Субрегионы Зарубежной Европы.
  15. Западноевропейский тип города.

Качественно новый результат урока:

  • Активизация познавательного интереса к предмету.
  • Развитие в формирующейся личности самостоятельной творческой деятельности.
  • Формирование умений принимать нестандартные решения в незнакомой ситуации, предлагать пути решения различных проблем.
  • Формирование культуры умственного труда.
  • Организация познавательной деятельности будущих выпускников школы в целях познания навыков ораторского искусства на основе аргументированной монологической речи.

Как организуется учебная игра?

  1. Класс делится на группы.
  2. Назначаются консультанты.
  3. Создаётся игровое пространство:
    а) список вопросов разного уровня сложности;
    б) круг с номерами вопросов в зависимости от уровня сложности (зеленый цвет – базовый уровень, синий цвет – повышенный уровень, красный цвет – углублённый);
    в) зачётные карточки учащихся;
    г) дидактические материалы к уроку.

Технологическая карта урока – Приложение 4

Игра «Круг» (по принципу настольной игры)

Первый участник в группе бросает кубик, смотрит, какая цифра выпадет на кубике, затем отсчитывает на круге номер вопроса. Отсчёт ведётся от цифры «1» по часовой стрелке. Консультант зачитывает вопрос, и данный участник игры отвечает.

Заслушав ответ, консультант в зачетной карточке учащегося указывает № вопроса и количество баллов за ответ. Затем на круге данный номер вопроса закрывается жетоном.

Далее в игру вступает следующий участник, при этом отсчет на круге ведется, исключая закрытые жетонами вопросы.

Игра завершается, когда на круге будут закрыты все номера вопросов.

Подведение итогов учебной игры осуществляется в ходе подсчета суммы баллов каждого участника.

Примечание: если ответ на вопрос был неполный, то право дополнить предоставляется любому из участников игровой деятельности. Консультант дополнительные ответы также фиксирует в зачетной карточке

Зачётная карточка

Фамилия имя

Фронтальный опрос по основным понятиям темы Тест-контроль по теме «Зарубежная Европа» Кроссворд «Столицы стран Зарубежной Европы» Игра «Круг» (работа в группах) Рефлексия,участие в формулировке вывода Сумма баллов Итог

Рейтинговая система контроля ЗУН:

Отметка «3» 50-64%
«4» 65-84%
«5» 85-100%
Количество баллов «3» 15-19 баллов
«4» 20-24 баллов
«5» 25-30 баллов
Итоговая сумма максимальная 30 баллов

Кроссворд «Столицы стран зарубежной Европы» – Приложение 7.

Вопросы и задания для итогового контроля по теме «Зарубежная Европа»  – Приложение 1.

Рефлексия – Приложение 2.

Тест-контроль по теме «Зарубежная Европа» – Приложение 3.

Проект по теме: Европейский Союз – важнейшая интеграционная группировка мира – Приложение 5.

Рекреационные ресурсы зарубежной Европы – Приложение 6.

Следующий: