Урок обобщающего повторения и систематизации ЗУН по теме Повестка дня XXI век: глобальные проблемы человечества. 10-й класс

Тип урока

: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по
изученной теме на основе применения знаний естественно – научных дисциплин
школьной программы.

Цель урока:

Создать условия для обобщения и систематизации ЗУН по теме
“Глобальные проблемы человечества”.
Задачи:
Образовательные: осознать целостность географической оболочки нашей
планеты; необходимость международного сотрудничества в решении глобальные
проблем, с учетом особенностей развития каждого государства и жизни населения
отдельных территорий; показать масштабы влияния человека на биосферу, выявить
причины таких влияний; подвести учащихся к пониманию необходимости рационального
природопользования как пути сохранения экологического равновесия в биосфере;
доказать значимость мирного сосуществования всех стран и народов Земли.
Развивающие: формировать умения и навыки самостоятельной работы учащихся
и во взаимодействии в группе, умения аргументировано выступать перед аудиторией,
умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи на основе
комплексного применения знаний; формирование географического мышления; культуры
умственного труда, формирование общеучебных компетенций.
Воспитательная: эколого-географическое воспитание, нравственное
воспитание, воспитание ответственного отношение к выполнению полученных заданий,
способность принятия решений в новой учебной ситуации, социально-активное
становление личности.

Форма организации

учебного занятия: конференция на основе творческого
сотрудничества учащихся и учителя в режиме развивающего обучения.

Основные методы

: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, анализа
и синтеза, моделирования и прогноза.

Оборудование и средства обучения

: компьютер, проектор, презентации,
учебники, групповые творческие проекты учащихся, атласы для 10 класса, настенные
карты, тетради на печатной основе по географии для 10 класса (авт. В.П.
Максаковский).

1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. – М.:
Просвещение, 2010;

2. Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, – Ч.1,
2, 2004.

3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география
мира. – М.: Просвещение, 2005.

4. Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира. – М.: Дрофа, 1999.

5. Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. Глобальная география. – М.: Дрофа, 1997.

6. Атлас по географии для 10 класса / Федеральная служба геодезии и
картографии РФ – М., 2011.

7. Рабочая тетрадь по географии для 10 класса, авт. В.П. Максаковский,
М.: Просвещение, 2012.

http://www
fipi. ru.
/

http://www.geoport.ru/

Рассмотрение глобальных проблем современности в ходе урока обобщения ЗУН
основывается на выступлении 4 групп в процессе защиты творческих
проектов:

1-я группа:

Эксперты по проблемам “наиболее универсального характера”,
нерешенность которых приводит к массовой гибели людей представители ООН по
вопросам мира и безопасности:

  • Сохранение мира на Земле, предотвращение ядерной войны, региональные
    конфликты;
  • терроризм, преступность и теневой бизнес во всем мире;
  • военно-политическое противостояние и дефицит демократии;
  • локальные и региональные конфликты.

2-я группа:

Эксперты по проблемам преимущественно
социально-экономического характера – представители Всемирного Экономического и
Социального совета ООН и ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения):

  • демографическая проблема,
  • обеспечение экономического роста и преодоление отсталости развивающимися
    странами;
  • продовольственная проблема и рационального потребления;
  • проблемы качества населения, ЗОЖ и охраны здоровья.

3-я группа:

Эксперты по проблемам природно-экономического характера –
представители МСОП (Международный союз охраны природы и природных ресурсов и
ЮНЕП:

  • экологические проблемы современности;
  • энергетическая и сырьевая проблемы;
  • охраны мирового океана.

4-я группа:

Эксперты по проблемам научного характера, нерешённость
которых создает непосредственную угрозу для будущего человечества –
представители МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) и
Международной комиссии по мирному использованию космоса:

  • мирное освоение космоса;
  • стихийные бедствия;
  • техногенные аварии и катастрофы; (Япония – Фукусима)
  • мониторинга и долгосрочных прогнозов развития.

Знания:

  1. Общие сведения о глобальных проблемах современности.
  2. Классификацию глобальных проблем.
  3. Особенности географического проявления глобальных проблем в разных
    странах и регионах мира.
  4. Структура природно-ресурсного потенциала России и своего региона.
  5. Экологические проблемы современности, возможные пути решения.
  6. Понятие глобализации, международное сотрудничество в сфере решения
    глобальных проблем.
  7. Концепция устойчивого развития, экологическая политика стран
  8. Основные направления природоохранной деятельности.
  9. ИЧР, качество населения, ЗОЖ.
  10. Демографическая политика стран различного типа воспроизводства
    населения.
  11. Роль государства по предотвращению техногенных аварий и минимизации
    последствий от стихийных бедствий.

Умения:

  1. Формулировать основные понятия темы, основные аспекты концепции
    устойчивого развития.
  2. Предлагать возможные пути решения глобальных проблем.
  3. Формулировать вопросы, отвечать на поставленные вопросы.
  4. Объяснять уникальность планеты, на которой мы живём.
  5. Самостоятельно работать с текстом учебной информации, извлекая главное;
    работать с учебными картами, различными дидактическими материалами.
  6. Совершать мыслительные операции: абстрагировать, анализировать,
    сравнивать, обобщать; оформлять информацию в виде схем, таблиц и т.д.
  7. Развивать творческие способности, общеучебные умения, навыки;
    монологическую речь.
  8. Развивать информационную компетентность в процессе проектирования с
    использованием мультимедиа материалов.
  9. Формировать культуру умственного труда.

Навыки:

– прогнозировать основные направления антропогенного воздействия на природу в
целом в мире и в отдельном регионе;
– предлагать пути решения сложившихся глобальных проблем;
– аргументировано выступать перед аудиторией.
– прогнозировать рациональное использование ресурсов планеты,
– формировать информационную и коммуникативную компетентности.

Качественно новый результат урока:

– достижение высоких результатов обучения в сотрудничестве учителя и ученика;
– формирование общеучебных компетенций;
– создание ситуации успеха для каждого ученика;
– развитие в формирующейся личности гражданина Вятского края, своей страны;
– развитие воображения, фантазии, творческого мышления;
– формирование культуры умственного труда;
– развитие познавательного интереса к предмету;
– ориентация на монологическую речь.

Для успешного проведения учебного занятия очень важным является
подготовительный этап,
который осуществляется на основе сотрудничества
учителя и ученика.

Подготовительный этап:

  1. Формулировка темы, целей учебного занятия.
  2. Разработка методики учебно-игровой деятельности.
  3. Подготовка игрового комплекса в целом.
  4. Определение состава групп, назначение консультантов.
  5. Формирование критериев оценивания, составление системы поощрения
    активности учащихся.
  6. Учитель составляет зачетные карточки учащихся в соответствии с этапами
    познавательной деятельности на уроке.
  7. Учащиеся под руководством учителя готовят необходимые дидактические
    материалы, оборудование к уроку, медиаматериалы.
  8. Консультанты перед уроком проходят контроль ЗУН по теме.
  9. Предварительное воспроизведение игровой ситуации учителя вместе с
    консультантами.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация. Тест– контроль по теме.

3. Обобщение и систематизация знаний в процессе выступления учащихся в
группах.
– Международное сотрудничество стран.
– Глобальные проблемы современности.
– Возможные пути решения проблем.

4. Итоги урока.

Рефлексия.

  • Участие в подготовительном этапе урока.
  • Определение целей учебного занятия.
  • Тест-контроль по теме “Глобальные проблемы человечества”.
  • Работа в тетрадях (выполнение практических заданий)
  • Выполнение опережающего творческого задания в группах.
  • Формулировка вопросов и заданий по разным разделам темы.
  • Участие в конференции “Повестка дня – XXI
    в.”.
  • Монологические ответы на уроке.
  • Дополнения ответов одноклассников.
  • Выполнение задания на контурной карте.
  • Работа с дидактическими материалами.
  • Презентация творческих проектов с использованием медиаматериалов и
    информационных средств обучения.
  • Оценивание своей работы и одноклассников.
  • Подведение итогов учебного занятия.

Презентация.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Рисунок.

Следующий: