Урок обобщающего повторения Африканское сафари

Тип урока –урок обобщающего повторения

Цели урока:

1. Обучающие: организовать деятельность учащихся по изучению и
первоначальному закреплению материала о природе Африки; продолжить формирование
умений выявлять причинно-следственные связи между компонентами природы на
примере Африки (геологическое строение – рельеф, географическое положение –
климат, климат – внутренние воды, климат – природные зоны); организовать
деятельность школьников по самостоятельному применению знаний о географических
закономерностях в разнообразных ситуациях.

2. Развивающие: содействовать формированию и развитию
коммуникативной компетентности школьников, создать условия для развития у
школьников умения находить, структурировать и использовать информацию.

3. Воспитывающая: содействовать развитию у учащихся умений
общаться, умению работать в группах, воспитывать чувство сопричастности каждого
к общему делу команды.

Оборудование к уроку:

  • компьютер с минимальными
    техническими требованиями: Windows  95/98/МЕ/NT/2000/ХР,
    Pentium IV, 100 Мб свободного дискового
    пространства, 64 Мб оперативной памяти, CD-ROM.
  • мультимедийный проектор,
  • интерактивная доска.

Особенности структуры
урока:
Урок обобщающего повторения с
использованием слайд-презентации.

«Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю, что, если мы видим порой
Сны, которым не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой! »
Б. Пиляцкий.

Ход урока

1. Оргмомент

(Фрагмент из мультфильма Король лев). Распределить учащихся
на 3 группы. Организовать учебное пространство. Итак ребята, Мы отправляемся в
путь в африканское сафари, в дороге нам понадобятся знания, которые мы получили
о Африканском материке. Все данные каждая группа будет вносить в маршрутный
лист. Приложение №1

Мы проанализируем в конце урока листы каждой команды и выявим
победителей. А сейчас в путь!

2. Актуализация знаний

1. Станция Карта

Какое
же сафари без карты.Но для сафари нам нужна карта. (получают контурную карты
разрезанную на части. Нужно склеить и нанести все объекты, которые знаете
(рельеф, реки, крайние точки). Приложение №2

2. Исследователи

Слайд №2

На проекторе показаны портреты путешественников
исследователей Африки, учащиеся записываю их имена. (Д. Ливингстон, Васко да
Гама, В. Юнкер, А. Вавилов).

3. Климат.
Почему Африка – самый жаркий материк?

Колдовская страна! Ты на дне котловины
Задыхаешься, льется огонь с высоты,
Над тобою разносится крик ястребиный,
Но в сиянье заметишь ли ястреба ты?
Пальмы, кактусы, в рост человеческий травы,
Слишком много здесь этой паленой травы…
Осторожнее! В ней притаились удавы,
Притаились пантеры и рыжие львы.

Определение типа климата по  климатограмме

Слайд №3

4. Описание
рек и озер

Раздать описания группам, необходимо определить о каком
объекте идёт речь.

1. Красивое озеро с плавающими на нем островами, по которым гуляют только
птицы. Большие валуны на его берегу, не дают в полдень тень, расположено на
высоте 1134 м над уровнем моря.

2. Это — одно из семи мировых чудес природы. Названный племенем Кололо,
жившим здесь в 1800-ых, «Мози-оа-Тунья» — «Дым, который
гремит», представляет собой захватывающее зрелище устрашающей красоты и
великолепия. Простирается на 1708 метров в ширину.Его высота 120 метров Плотный туман и громовой рев можно воспринимать с
расстояния приблизительно в 40 км.

3. Это одно из самых глубоких озёр планеты и столь же древнее по
происхождению как Байкал.
По объёму и глубине занимает второе место после Байкала.
Берега озера принадлежат четырём странам В озере водятся гиппопотамы,
крокодилы,
много водоплавающей птицы. Отсюда родом аквариумные рыбки цихлиды. Хорошо
развиты рыболовство и судоходство.

4. Это одно из самых «непостоянных» озер мира — его зеркало
регулярно меняет свои очертания, то расширяясь, то сокращаясь практически до
одной десятой своего первоначального размера (обычно максимум приходится на
август, минимум — на январь-февраль). Озеро не имеет стока, поэтому его воды
слегка солоноваты, а глубина не превышает 11. Северные и восточные берега
сильно изрезаны и очень живописны, а многочисленные мелководные лагуны и
заливы, образованные сотнями песчаных кос и островов, представляют сложный
лабиринт из воды и песка. Озеро считается настоящим островком живой природы
среди засушливых пустынных районов, растительность, окружающая озеро, служит
пристанищем для многих тысяч животных и птиц. На берега озера со всей Европы и
Западной Азии слетаются перелетные птицы, в том числе фламинго и пеликаны

5. Животные

Узнайте животных Африки.

Слайд №4

1. Марабу; 2.Муха цеце; 3. Кабан бородавочник; 4. Сурикаты; 5. Окапи; 6.
Антилопа Гну; 7. Венценосный журавль.

Слайд №5

6. Растения

Африка – родина эндемичных растений, определите, какие
растения изображены на слайде, что вы о них знаете, как приспособились данные
растения к жизни на материке

7. Таинственный
сундук

Итак, на наш Африканский берег вынесло сундук. В этом
сундуке лежат очень ценные предметы, которые дала Африка миру, попробуйте
определить что в сундуке:

1. Полезные свойства этого растения были обнаружены козами, объедающими
кустарник.(зерна кофе)

2. Плоды этого растения называют хлебом пустыни. (финики)

3. Впервые установил, что Африка является родиной этого растения. (пшеница)

8. Африка
– родина человечества

Сегодня на Африканском материке проживает множество
различных народов. Давайте попробуем их узнать

Слайд №6

9. Пословицы

Узнать народ можно изучая его культуру, Давайте попробуем
объяснить африканские пословицы:

- «для дела нужен мир, а для поездки сухая погода».

- «родником восторгается тот, кто не видел Нила ».

- «не может роса соперничать с Солнцем».

- «один гнилой банан испортит всю ветвь».

- «лекарство для завистников — пустыня».

- «страшно в лесу, стыдно дома».

10. Итоги урока

Учитель. Закончилось наше путешествие Африканское
сафари. Я вижу, вы неплохо изучили ее, молодцы. А теперь подведем итоги урока и
выставим оценки. Капитаны сдают маршрутные листы.

Рефлексия. Учителем  демонстрируются маски,
выражающие недовольство, равнодушие, радость. Учащиеся должны сравнить свое
настроение до и после урока, изменилась ли у него маска. Провести анализ.

Домашнее задание: составьте кроссворд на тему
«Африка».

Следующий: