Урок обобщающего повторения Африка урок-игра


Цели и задачи урока:

  • Обобщить знания учащихся о природе и населении Африки, подвести итог
    изучения темы.
  • Проверить знание учащимися характерных черт природы материка – рельефа,
    климата, внутренних вод, растительного и животного мира.
  • Проверить умения учащихся:
    определять местонахождение основных географических объектов Африки;
    устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами
    природы;
    работать с различными географическими картами, в том числе сопоставляя их, и
    с другими источниками географической информации.

Оборудование и оснащение:

Минимальное мультимедийное оснащение: компьютер (ноутбук) и мультимедийный
проектор.
Желательно: компьютерный класс с интерактивной доской.

Подготовительный период к уроку:

  1. Разбивка класса на 3 команды, выбор капитанов, названий команд.
  2. Выработка правил игры.

Правила игры:

  • В порядке очередности команды выполняют конкурсные задания.
  • Поощряется коллективная дружная работа в командах. Капитаны готовят
    команду, организуют в ней работу.
  • Если команда не знает ответа или отвечает неправильно, ответить может
    другая команда.

Эпиграф к уроку:

Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю, что, если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!
Б.Пиляцкий

Ход урока

  • Представление команд.
  • Сообщение темы урока и задач урока.
  • Ознакомление с правилами игры.
  • Основные задания (конкурсы).
  • Подведение итогов.

Учитель: Стоит только произнести слово Африка, как перед глазами
возникают пески пустыни Сахара, таинственное озеро Чад или грохочущий водопад
Виктория. Вместе с этим словом в воздухе появляется запах африканских специй и
возникает непреодолимое желание убедиться самому, что экзотическая страна
пирамид, сфинксов, жирафов и вечнозеленых экваториальных лесов существует на
самом деле. Африка самый знойный из континентов. Он второй по занимаемой площади
и четвертый по численности проживающего на нем населения. Археологи не зря
считают колыбелью человечества именно Африку, ведь здесь найдены древнейшие
останки человека и существует версия, что именно из африканских экваториальных
лесов первобытный человек и расселился по другим континентам.

Конкурс “Блиц – турнир”.

Команды отвечают в быстром темпе без предварительной подготовки на данные
вопросы.

  1. Крупнейший остров у берегов Африки?
  2. Крайняя южная точка материка?
  3. От Европы Африку отделяет неглубокий и узкий … пролив.
  4. Самый крупный полуостров Африки?
  5. Крайняя западная точка материка?
  6. Он пересек Африку с запада на восток, исследовал р.Замбези, открыл
    вдп.Виктория, описал верхнее течение р.Конго, озеро Ньяса.
  7. Он собрал более 6000 образцов культурных растений, установил, что
    Эфиопия является родиной ценных сортов пшеницы.
  8. Река Замбези впадает в Гвинейский залив или Мозамбикский пролив?
  9. Какое государство находится восточнее Египет или Эфиопия?
  10. Песчаный ветер пустыни?
  11. Африка является родиной какао или кофе?
  12. Самый низкорослый народ на Земле, проживающий в экваториальных лесах?
  13. Пересыхающие русла рек?
  14. Места выхода грунтовых вод на поверхность в пустыне с богатой
    растительностью?

Конкурс “Африка в числах”.

Определить, что соответствует данным цифрам:

5895 – высота влк.Килиманджаро в м.;
58,1 – максимальное значение температуры воздуха в °C, зафиксированное на Земле;
1800 – ширина величайшего вдп.Земли (вдп.Виктория) в м.;
1498 – год путешествия Васко да Гамы (Открытие морского пути в Индию);
6671 – длина р.Нил в км.;
30,3 – площадь материка Африка в млн.км2.



Конкурс “Африка на карте”.

Соотнесите географические названия с номерами на карте.

Команда 1 Команда 2
Гвинейский залив
мыс Игольный
Гибралтарский пролив
Суэцкий канал
Индийский океан
оз.Виктория
п-ов Сомали
горы Атлас
Средиземное море
Красное море
Алжир
оз. Чад
Атлантический океан
Египет
Мозамбикский пролив
оз.Танганьика
Команда 3
мыс Рас-Энгела
Эфиопское нагорье
Конго (Заир)
Нигер
о.Мадагаскар
Эфиопия
ЮАР
вдп.Виктория

Конкурс “Черный ящик”.

Что находится в ящике?

Подсказки:

  • Это может использоваться в качестве дров;
  • В некоторых отдаленных районах Африки заменяют деньги;
  • В оазисах используются в качестве наживки;
  • Многие народы называют этим словом любимых девушек;
  • “Хлеб пустыни”: их едят сырыми, жареными, вялеными …

Ответ: финики. Туареги считают, что счастлив тот муж, жена которого в течении
месяца кормит блюдами из фиников, и ему это не надоедает, т.к. кушанья не
повторяются.

Конкурс “Кто это? Что это?”.

Определить названия растений и животных, природных зон, отдельных объектов
изображенных на рисунках, из возможных вариантов:

  1. Саванна;
  2. Гилея;
  3. Баобаб;
  4. Жирафы;
  5. Африканские слоны;
  6. Зонтичная акация;
  7. Финиковые пальмы;
  8. влк.Килиманджаро;
  9. Ниагарский вдп.;
  10. вдп.Виктория;
  11. р.Конго;
  12. р.Замбези.

Конкурс “Страна – загадка”.

По данным высказываниям определить название Африканской страны:

Страна 1.

  • Страна расположена на южной оконечности материка.
  • Большинство населения составляют коренные жители – банту.
  • Геологическим чудом называют эту страну.

Дополнительный материал:

Недра ЮАР богаты разнообразными полезными
ископаемыми. ЮАР занимает одно из первых мест в мире по запасам и добыче
алмазов, золота, платины, урановых и железных руд.

Страна 2.

  • Большая часть страны расположена на Эфиопском нагорье.
  • Это древнейшее государство.
  • Столица – город Аддис-Абеба.

Дополнительный материал:

Большая часть страны расположена на Эфиопском
нагорье. Это древнейшее государство, которое оставалось формально независимым
даже в колониальный период. Столица – город Аддис-Абеба. Страну населяют эфиопы,
состоящие из ряда национальностей, среди которых преобладают амхара.

Страна 3.

  • Среди стран Африки эта страна самая большая по численности населения.
  • Географы называют эту страну Западной Африкой в миниатюре.
  • Расположена в бассейне нижнего течения реки Нигер.

Дополнительный материал:

Государство расположено в Западной Африке.
Этнический состав страны чрезвычайно сложен – на территории Нигерии проживает
более 250 этнических групп. Больше половины всего населения составляют три
народа: хауса, йоруба, игбо. Основное занятие жителей – земледелие.

Итоги игры:

Подсчитывается сумма баллов каждой команды и объявляются победители.

Общий итог урока подводит учитель, отмечая все лучшее.




Следующий: