Урок Неповторимый мир Байкала


Цель: Раскрыть уникальность природы
озера Байкал.

Задачи:

  • Познакомить с историей открытия и изучения
    озера Байкал;
  • Изучить особенности географического положения,
    геологического строения;
  • Расширить знания о климате и водах;
  • Сформировать образное представление о фауне и
    флоре Байкала и Прибайкалья;
  • Продолжить закрепление навыков групповой
    работы;
  • Рассмотреть экологические проблемы озера и
    пути их решения.

Тип урока: исследовательско-поисковый.

Методы и формы: исследовательская
деятельность, организация работы с текстами.

Оборудование: компьютер с проектором,
презентация, текстовый раздаточный материал.

План урока.

  1. Актуализация знаний на исследовательскую
    деятельность.
  2. Объяснение нового материала:
    • Краткая характеристика озера Байкал по
      электронной презентации.
    • Исследование ситуаций.
    • (Домашнее задание).
  3. Вывод урока.
  4. Заключение.

Ход урока

Вводное слово учителя.

Прекрасна и сурова природа Восточной Сибири.
Необозрима тайга, живописны горные хребты со
скалистыми вершинами и залесенными склонами.
Богаты недра Сибири, неисчерпаемые запасы
энергии таят ее могучие реки. Плодородные
межгорные долины в скором будущем покроются
тучными нивами. Но одно из величайших созданий
природы края — красавец Байкал. На огромном
пространстве, длиной в 636 км и длиной в 25-79 км,
леса и горы расступились, уступив место Байкалу.
Все в нем необычайно и своеобразно: необозримые
просторы студеных и бурных вод, огромные глубины,
столь редкие у озер, пресная вода, в которой
обитают животные и растения, похожие на морские
формы, выходы нефти и газов на поверхности озера,
происхождение которых до сего времени красота,
удаль и бесстрашие первых поселенцев на его
берегах. В царское время берега Байкала
считались местом ссылки. Сюда были сосланы
декабристы В. К. Кюхельбекер, Н. А. и М. А.
Бестужевы, — участники польского восстания 1863 г.
И. Д. Черский, Б. И. Дыбовский, Ф. Ф. Годлевский и др.,
а также передовые революционно настроенные люди
нашей родины, вынужденные уйти в подполье.

Горные хребты Прибайкалья хранят огромное
количество каменных строительных материалов.
Здесь имеются месторождения слюды, талька,
полудрагоценных камней, золота, угля и других
полезных ископаемых. Воды Байкала богаты рыбой.
На берегах растет ценный строевой лес. Велико
транспортное значение озера. Наконец, оно
представляет собой гигантское естественное
водохранилище; его водные массы, устремленные в
Ангару, таят колоссальные потенциальные запасы
гидроэнергии.

С использованием богатств Байкала и
прилегающих к нему районов тесно связано
развитие экономии Сибири. Но для этого важно
знать закономерности строения и многие
специфические черты, как самого Байкала, так и
окружающей территории.



Итак, вы уже догадались, что речь пойдет о
Байкале и его уникальности.

Презентация «Неповторимый
мир Байкала»

(В основном используется текст презентации, но
учитель может в сильном классе дать
дополнительный материал (Приложение 3).

Исследование ситуаций: класс делится на группы
по различным признакам — цветовым карточкам.
Каждому выдается карточка-задание. Объясняется,
что записи должны быть сделаны у каждого в
тетради и переписаны друг у друга. На группу
выдается дополнительный материал по озеру
Байкал (Приложение 1, Приложение
2
), карта, учебник (Р.: параграф 43; Б.: параграф
39) .


Почему Байкал замерзает только в конце
декабря, январе?
Какую роль играет планктон озера?
Почему летом вода в озере холодная? В чем неповторимость Байкала? (3 черты)
Благодаря чему вода в Байкале чистая,
прозрачная?
Движение воды
336, 1, 20%, 40, 332, 1620, 15-20, 730. что означают эти
цифры?
Почему в реках мало твердых частиц?
Какие местные ветры дуют на Байкале и с
какой стороны света?
Какие острова находятся в озере?
Какие берега окаймляют Байкал? Почему
они имеют такой вид?
Какие очертания имеет озеро, почему?
Найдите в тексте размеры озера. Уникумы Байкала. Напишите особенности
озера (не менее 5)
Климат северного берега Байкала Почему по берегам Байкала невелики
площади пашни?
Перечислите эндемиков Байкала Почему возникла проблема Байкала?

Затем группы меняются (на карточках сзади
стоит номер). На группу выдается задание.


Почему омуль с южных берегов жирнее
омуля с северных берегов?
Почему в качестве объекта Всемирного
природного наследия включено не только озеро, но
и значительная часть его бассейна?
Почему слова местных жителей «Байкал -
это море» могут оказаться правдой?
Почему в г. Бабушкин в июле можно
встретить цветущую сирень? Где?

В конце контрольного времени ребята озвучивают
вопросы и ответы. Учитель комментирует сам (если
мало времени осталось) или спрашивает мнения
класса.

Выводы.

  1. Байкал — уникальное озеро-море.
  2. Хрупкий эндемичный реликтовый мир нуждается в
    более тщательной охране.
  3. Нужны новые исследования Байкала.

Домашнее задание (на выбор).

  1. Составить туристический маршрут
  2. Составить кроссворд по Байкалу.

Используемая литература.

  1. Диск «Мир Байкала»
  2. «Байкал лав»



Следующий: