Урок Наш город – Калининград, 8-й класс

Люблю и знаю,
Знаю и люблю,
Мой край родной –
Ведь он один такой.
И с гордостью могу признаться,
Что титул мой – калининградца!

Цели:

  1. Сформировать представление о историко –
    географическом образе Калининграда.
  2. Познакомить учащихся с особенностями
    географического положения города.
  3. Совершенствовать умение работать с разными
    источниками географической информации.
  4. Способствовать пробуждению познавательного
    интереса, эмоциональных и патриотических чувств
    к Малой Родине.

Оборудование:

  • электронные карты “Калининградской области” и
    “г.Калининграда”;
  • физическая карта России;
  • мультимедиа и интерактивная доска.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Опрос учащихся.

1. На интерактивной доске текст
“Географическое положение, особенности
природы” заполните пропуски (ученика: один
заполняет, другой (эксперт) проверяет и затем эти
объекты показывает на электронной карте ).

Калининградская область расположена на западе,
у побережья Балтийского моря. Это самая
маленькая территория РФ. Сухопутные и морские
границы 540 км. Рельеф — слабовсхолмленная
равнина . Высота над уровнем моря – менее 50 м.
Издревле местное морское побережье носило
название Янтарный берег, что связано с
крупнейшим в мире месторождением янтаря. Озер
более 100, самое крупное — Виштынецкое. Самые
длинные реки – Преголя и Анграпа. Незамерзающие
порты – Калининград, Балтийск. Центр области
- город Калининград.

2. Учащиеся в это время решают задачу.

Задача бывалого летчика.

“Однажды летом я вылетел из Москвы, взяв курс
на Калининград. Мне предстояло пролететь 1100 км,
переместившись с востока на запад на 17 градусов.
Во время полета солнце оставалось все время в
зените. Сможете ли Вы определить, с какой
скоростью летел самолет?”

(1 – за 4 минуты, на 17 градусов – 1 час 8минут. Для
того чтобы солнце все время оставалось в зените,
самолет должен пролететь 1100 км также за 1час 8
минут. Его скорость составит 1100: 68/60 = 970км./час). 13
часов 38 минут.

3. На электронной карте разместить полезные
ископаемые Калининградской области (у доски 1
ученик).

III. Изучение нового материала.

“Если хочешь знать, что будет, узнай сначала,
что было!”

Мой город – он на карте лишь кружочек
В скрещении сети координат.
Он не оторванный листочек –
Делами добрыми и духом он богат.
Над ним дожди, а то циклоны злые
С дыханьем атлантической волны.
Но он – от плоти Матери – России,
Частица неотрывная страны!
И потому заботами одними
Наш каждый день и славен и богат,
И с пульсом всей страны в едином ритме
Всегда стучит твой пульс, Калининград!

(Брылева Алиса, выпускница 2005 г.)

Учитель: Все, что окружает нас, имеет место
рождения, имя, назначение, особенности, судьбу.
Они, как и люди, разнообразны, загадочны. Есть ли
собственное лицо у Калининграда? Какой он, этот
горд, сколько ему лет? Как он связан с
Кенигсбергом? Как все начиналось на этой земле,
где теперь стоит Калининград? Каковы
исторические ценности и культура этих городов
или Кенигсберг- Калининград. Почему два названия
одного города? Удивительное дело: нет в стране,
наверное, ни одного города, где люди так
интересуются местной историей, как в
Калининграде.

Прежде, чем погрузиться в историческое прошлое
прошу желающих подготовить на интерактивной
доске символические знаки Калининграда и
области (вызываются 2 ученика).

Вновь и вновь историческая память возвращает
нас в прошлое.

- Сегодня мы заслушаем сообщения: “Краткая
история города”, “Маленькая легенда
королевской горы” и “Топонимика города”
(сообщения даны заранее).

Задание:

- Составьте хронологическую запись истории
формирования города во время выступления
одноклассников и запишите в тетрадь.

Вызывается ученик, подготовивший сообщение
об основных памятных датах культурной и
исторической жизни нашего города.

1947 г. – открытие драматического театра.

1948 г. – открытие краеведческого музея.

1958 г. – открыт ботанический сад.

1960 г. – у подножия 1200 гвардейцам зажжен огонь
славы.

1979 г. – 29 декабря – открылся музей Янтаря.

1990 г. – открытие музея Мирового океана

1991 г. – 6 сентября область перестала иметь
сухопутную границу с остальной территорией
России.

2001 г. – открылся Областной музыкальный театр.

2005 г. – 750-летие нашего города.

2006 г. – 60-летие области. Открытие новой паромной
линии Балтийск – Усть- Луга (которая улучшила
транспортное сообщение области и Калининграда с
“большой” Россией).

Вопрос учителя: Какие важные даты до 1947 года вы
бы добавили в этот список?

6-9 апреля 1945 г. – штурм Кенигсберга.

Август 1945 г. – Потсдамская конференция.

17 сентября 1945 г. – открытие средней школы №1
(ныне гимназии №1).

30 сентября 1945 г. – открытие памятника 1200
гвардейцам.

Вызывается ученик, подготовивший сообщение о
памятнике 1200 гвардейцам. После выступления
объявляется минута молчания.

Проверяем символы Калининграда и области на
доске; слушаем сообщение ученика о символике
нашего города.

Вопрос учителя: Почему кораблик? (Символ.
Соединяет с другой территорией России).

Знание истории своего края, истории его
архитектурных памятников, его
достопримечательностей помогает человеку
осознать истинную красоту родного края и его
значимость для нас, а именно это понимание лежит
в основе бережного отношения человека к
сокровищам культуры, дошедших из глубины веков, и
к родной природе.

Вопрос учителя: Ребята, а есть ли у вас
любимые уголки Калининграда? Назовите их.

На интерактивной доске появляются фотографии
города.

Вопрос учителя: Есть ли проблемы у нашего
города? Пройдет совсем немного времени, вы
закончите школу, вступите во взрослую,
самостоятельную жизнь – и кому как не вам
предстоит их решать.

Выслушиваются мнения гимназистов и
предлагается найти пути решения названных
проблем.

IV. Итог урока. Благодаря ребят за
активное участие на уроке, за подготовленные
сообщения. Выставляются оценки.

Приложение. История города

Список литературы:

  1. Андрющенко Н. “Города и имена”.
    Исследовательская работа, 2004 г.
  2. Брылева А. “Город необычной судьбы”.
    Исследовательская работа, 2004 г.
  3. Забелкин А. “Жаркое лето 2006” “Калининградская
    правда”, 28.07.2006 г.
  4. Колесник Е. “Изменение климатических условий в
    Калининграде на рубеже тысячелетий”.
    Исследовательская работа, 2001 г.
  5. Петрова Н.Н. “Настольная книга учителя
    географии”. АСТ.Астрель. Москва, 2002 г.
  6. Трифонов С. “Луковое поле”. “Гражданин”,
    январь 1995 г.
  7. Федоров Г.М. “Знаете ли вы Калининградскую
    область?”. Калининград, РГУ им.Канта, 2006 г.
  8. Шикунов П. “Прогулки по старому городу”
    “Калининградская правда”, июль 1989 г.
  9. Памятные даты истории края. “Из рук в руки”,
    19.12.1997 г.

Следующий: