Урок Национальный и религиозный состав России

Цели:

  • Создать условия для изучения особенностей
    национального состава народов России и его связь
    с религиозной принадлежностью.
  • Сформировать умение интегрированного подхода к
    изучению вопросов населения, общества.
  • Развивать самостоятельность в формулировании
    социальных и экономических проблем на основе
    географических знаний и статистических данных о
    национальном составе России.
  • Продолжить развитие умений работы с
    географическими картами, таблицами для анализа,
    конкретизации отдельных положений темы,
    производить необходимые сравнения.
  • Воспитывать чувства гражданства и патриотизма,
    уважение к культуре и истории своей страны и
    населяющих ее народов.

Оборудование: Физическая карта
России; карты “Народы России”, “Религии
России”; картографический и статистический
материал.

Эпиграф: “Многонациональность – как
феномен культуры России, религия – как часть
культуры”

План урока:

  1. Организационный этап.
  2. Изучение нового материала:
  1. Формулировка темы.
  2. Актуализация субъектного опыта учащихся, путем
    исполнения заданий на формирование ассоциаций
    по отношению к новому материалу.
  3. Изучение национального состава населения
    России.
  4. Выявление факторов, определяющих особенности
    национального состава населения России (работа в
    парах).
  5. Работа с картой “Народы России”.
  6. Знакомство с религиозным составом населения
    России на основе индивидуальной работы с текстом
    учебника.
  7. Работа с картой “Религии России”
  8. Выявление связи национального состава с
    религиозной принадлежностью на основе
    индивидуальной работы по одному из предложенных
    вариантов, формулировка выводов.
  9. Дискуссия (решение проблемы).
  1. Закрепление материала.
  2. Подведение итогов урока.
  3. Объяснение домашнего задания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Объяснение нового материала

Рассказывает учитель, с элементами беседы.

Учитель: Россия – многонациональное
государство, в нем проживает 130 народов по
переписи 2002 года. Дело в том, что при переписи
населения опрашиваемые определяют свою
национальность по самосознанию. Часто они при
этом указывают не на принадлежность к
определенному этносу, а к его этнографической
или территориальной группе. Поэтому Госкомстат
РФ разработал специальные словари
национальностей и языков. В настоящее время в
России проживает до 800 различных этнонимов.
Например: к андо – цезким народам Дагестана себя
причислило всего 5 тысяч человек, а на самом деле
их 85-100 тысяч, все остальные назвали себя
аварцами. И так со многими народами. Еще причина
заниженного числа народов России в том, что
руководящие органы отдельных регионов принимали
меры по включению малочисленных этносов в состав
более крупных, в первую очередь в состав основных
народов, образующих те или иные республики.

Вопрос: В чем заключается отличие народа
друг от друга?

Ответ: Каждый народ отличается по языку,
укладу жизни, обычаям, историческим традициям,
культуре и трудовым навыкам.

– Одно из важнейших отличий – языковая
принадлежность. По языковой принадлежности
народы России относятся к 4-м языковым семьям
(проанализировать таблицу, учебник с.312,
приложение 2).

Работа с таблицей “Народы России”

Вопрос: К каким языковым семьям относятся
народы России?

Ответ: Индоевропейской, алтайской,
кавказкой и уральской.

– Языковые семья делятся на группы, группы на
народы.

Вопрос: Назовите самую многочисленную
языковую семью?

Ответ: Индоевропейская семья.

Вопрос: Какая самая многочисленная
малочисленная группа в этой семье?

Ответ: Многочисленная – славянская
группа, малочисленная – албанская.

Вопрос: Назовите самую малочисленную
языковую семью?

Ответ: Эскимосско – алеутская.

Вопрос: Назовите самый многочисленный
народ России?

Ответ: Русский – 120 миллионов человек.

Вопрос: Назовите самый малочисленный
народ России?

Ответ: Крымчаки – 0.3 и ороки – 0.2 тысячи
человек.

Задание: Найдите в таблице 7 крупнейших
народов России по численности населения –
запишите в тетрадь и постройте столбчатую
диаграмму.

Ответ:

  1. Русские – 120 млн. человек.
  2. Татары – 5.5 млн. человек.
  3. Украинцы – 4.4 млн. человек.
  4. Чуваши – 1.8 млн. человек.
  5. Башкиры – 1.3 млн. человек.
  6. Белорусы – 1.2 млн. человек.
  7. Мордва – 1 млн. человек.

– Откройте карту “Народов России”.

Мозаичность и пестрота этнической карты России
приводит к тому, что с одной стороны,
значительная часть народов России расселена за
пределами своих республик, а с другой стороны – в
пределах республик народ чаще всего не
составляет большинства населения. Так из 21
республики России, лишь 7 “титульных”, где
народы составляют более половины всех жителей.
Это большинство северо – кавказских республик.
Дагестан (80%), Чечня и Ингушетия (70%), Кабардино –
Балкария (57%) и Северная Осетия (52%), а также Тува и
Чувашия (68%). Минимальное значения – в Карелии (10%)
и Хакасии (11%). Такое же состояние характерно для
Ханты – Мансийского округа (1.5%) и Ямало –
Ненецкого округа (6%).

Опережающее задание: Доклад учащихся
“Малые народы Севера”.

– Многообразие национального состава
населения России сказалось на различии в
религии. Исторически в России ведущими религиями
были православие и ислам. Хотя, подавляющее
большинство верующих России (9/10) являются
православными, в нашей стране живут и
представители других конфессий.

Откройте карту “Религии России” стр. 100
учебника, проанализируйте ее – проранжируйте по
значимости и числу верующих различных конфессий.

Самостоятельная работа учащихся с текстом
учебника.

Религия – вера в реальное существование
сверхъестественного. Она влияет на культуру и
быт народов, на различные стороны их жизни,
иногда даже служит причиной вражды между
народами, приводит к войнам, переселению части
верующих в другие страны.

Учитель предлагает проблему, учащиеся в
дискуссионной форме предлагают пути ее решения.
В конце дискуссии учащиеся делают вывод.

Проблема: Как вы думаете, почему возникают
конфликты между народами?

Вывод: Это связано как со сложной
экономической ситуацией ( высокий ЕП, нехватка
сх земель, невысокий уровень промышленного
развития ), так и с последствиями национальной
политики России.

III. Закрепление полученных на уроке знаний,
рефлексия

Беседа с использованием вопросов в конце
параграфа.

IV. Подведение итогов

– Обо всем многообразии народов России не
расскажешь не то что на одном уроке, но и в
большой книге. Кто заинтересовался этим
вопросом, найдет для себя богатую и более
подробную литературу в нашей библиотеке. И, еще
между Балтикой и Тихим океаном жили и живут
народы – соседи. И, будем надеяться, друзья. Ведь
жить им и впредь рядом!

V.Домашнее задание

Параграф 22. Творческое задание “Мой край в
судьбе России”.

Следующий: