Урок-модуль Моногибридное скрещивание

Цели:

  1. Образовательные:
  • Формирование у учащихся знаний о гибридологическом методе как основном
    методе изучения наследственности, моногибридном скрещивании, законах
    единообразия гибридов первого поколения и расщепления, правиле чистоты
    гамет, цитологических основах закономерностей наследования при моногибридном
    скрещивании.
  • Формирование умений составлять схемы скрещивания при решении
    генетических задач, использовать генетическую символику.
  1. Воспитательные:
  • Воспитание всесторонне развитой компетентной личности через
    использование знаний основных понятий генетики для объяснения законов,
    открытых Г. Менделем
  • Содействие формированию научного мировоззрения на основе познаваемости и
    общности законов живой природы
  1. Развивающие:
  • Развитие общеучебных умений и навыков – работы с инструктивными картами
    в рамках модуля.
  • Развитие познавательного интереса учащихся к изучению проблем генетики

Оборудование:

Компьютер, экран, проектор, инструктивные карты,
Презентация.

Ход урока

УЭ Основное содержание Указания к действию
УЭ 0. Слайд 2 Интегрирующая цель:

  • В результате овладения содержанием модуля вы
    познакомитесь с законами Г.Менделя, правилом частоты гамет, с
    цитологическими основами закономерностей наследования при
    моногибридном скрещивании.
  • Будете уметь оперировать ими для объяснения закономерностей
    наследования признаков.
  • Научитесь составлять схемы скрещивания при решении
    генетических задач, использовать генетическую символику.

Три к одному –
Такой закон!
Как много дум
Наводит он…

  • Запишите в тетрадь тему урока
  • Внимательно прочитайте цель урока
УЭ 1. Слайд 3 Цель: Повторить
ранее изученный материал и подготовиться к изучению нового
материала.

Вводный тест:

I. Выберите правильные ответы на вопросы

  1. Совокупность генов
    А) генофонд Б) генотип В) ген
  2. Как называются особи, дающие расщепление в потомстве
    А) гомозиготные Б) гетерозиготные В) доминантные
  3. Ген – это участок молекулы
    А) белка Б) РНК В) ДНК
  4. Какие признаки называются доминантными:
    А) Проявляются только у гомозиготных организмов,
    Б) проявляется как у гомо — так и гетерозиготных организмов
    В) проявляется только у гетерозиготных организмов.
  5. Фенотип – это совокупность:
    А) генов данной популяции
    Б) внешних и внутренних признаков
    В) генов организма
  6. Гибриды обозначаются
    А) F Б) Р В) G Г) АА

II. Выберите правильное суждение

  1. Доминантная гомозигота обозначается АА
  2. гены, определяющие развитее одинаковых признаков, называются
    неаллельными
  3. Родительские особи обозначаются F
  4. Рецессивный признак – это подавляющий признак
  5. Совокупность всех внешних и внутренних признаков называется
    фенотипом.
  6. Наследственность – это свойство всех живых организмов
    приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития.

III. Выполни задание:

Слева предлагается условие задачи. Справа – логическое следствие
из этого условия. Заполните пропуски.

Условие Следствие
Дано: Потомство доброй собаки
Греты всё было доброй в нескольких поколениях
Следовательно ,доминирует ген ______,
рецессивен ген ______ . Грета была ________ по данному
признаку
Дано: Белая окраска шерсти
кроликов определяется рецессивным геном.
Следовательно, белые кролики
_________по признаку и все гаметы содержали _________.

Выполнив задание, поменяйтесь тетрадями и сверьте ответы с
ключом правильности.

Выставите оценку, пользуясь критериями:

  • “о” ошибки – “5”
  • “1-2” ошибки – “4”
  • “3-4”ошибки – “3”
  • “5” и более — “2”

Ключ ответов

  1. Выберите правильные ответы:1.Б; 2.Б; 3. В;4. Б; 5.Б; 6.А.
  2. Выберите правильные суждения: 1,5,6.
  3. Выполните задание:
Слайд 4.
Условие Следствие
Дано: Потомство
доброй собаки Греты всё было доброй в
нескольких поколениях
Следовательно, доминирует
ген добрый характер,
рецессивен ген злой характер. Грета была гомозигота по
данному признаку
Дано: Белая окраска
шерсти кроликов определяется рецессивным
геном.
Следовательно, белые
кролики гомозиготы по данному
признаку и все гаметы содержали одинаковый ген.

Уточни у товарища или учителя вопросы, на которые
даны ошибочные ответы.

Только после уточнения ошибочных ответов переходите к УЭ 2

УЭ 2

  • Слайд 5
  • Слайд 6
  • Слайд 7
  • Слайд 8
  • Слайд 9
  • Слайд 10
  • Слайд 11
  • Слайд 12
Цель: познакомится с первым
законом Г. Менделя

Проблемный вопрос: Молодая пара мечтает о ребенке. Муж и жена имеют карие глаза.
Возможно ли это? (Выскажите своё мнение)

I. Прочитайте текст параграфа и ответьте на вопрос (устно):

  1. Почему для изучения был выбран горох?
  2. Какие признаки Г.Мендель рассматривал у гороха?
  3. Что учитывал Г.Мендель при проведении своих опытов?
  4. Почему скрещивание называют моногибридным?
  5. В чём суть первого закона Г.Менделя?
  1. Запишите определение первого закона Г.Менделя
  2. Запишите схему скрещивания. Подпишите фенотипы.

  1. Заполните пропуски в тексте.

При скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым
линиям (доминантной и рецессивной) и отличающихся друг от друга
_____________признаком, всё __________ поколение F окажется
_________ и будет по фенотипу похоже на родителей.



Сверьте ответы с ключом правильности.

При скрещивании двух организмов, относящихся к
разным чистым линиям (доминантной и рецессивной) и
отличающихся друг от друга одним признаком, всё первое поколение F окажется единообразным и
будет по фенотипу похоже на родителей

Попробуйте ответить на проблемный вопрос. (Устно)

  • Прочитайте цель урока
  • Работа с
    классом
  • Прочитайте текст параграфа 3.5 стр.102
  • Работа в паре.
  • Работайте индивидуально в тетради
  • Работа с классом
УЭ3

  • Слайд 13
  • Слайд 14
  • Слайд 15
  • Слайд 16
  • Слайд 17
  • Слайд 18
Цель: Познакомиться со вторым
законом Г.Менделя, законом чистоты гамет. Научиться составлять схемы
скрещивания.

I. Послушайте рассказ учителя и ответьте на вопросы:

  1. Как Г.Мендель получил второе поколение?
  2. Сколько горошин он получил во втором поколении всего, и в каком
    соотношении по фенотипу?
  3. Какой процесс помогает понять цитологические основы генетики?
    Что происходит в нём?
  4. В чём сущность закона чистоты гамет?

II. Запишите в тетрадь.

  1. Сформулируйте второй закон Г. Менделя, закон чистоты гамет.
  2. Запишите схему скрещивания. Подпишите фенотипы.

  1. Используя схему скрещивания, решите генетическую задачу,
    используя правила оформления задач

Ответ: F1 – по генотипу 100% Аа, по фенотипу –
100% желтые; F2 – по генотипу ¼ АА + ½ Аа + ¼ аа;

  1. С какими генетическими закономерностями Вы познакомились?
  • Прочитайте цель
  • Внимательно слушайте
    рассказ учителя
  • Для ответов на вопросы используйте текст параграфа 3.5 стр.102 -
    103
  • Работа в паре.
  • Работайте индивидуально в тетради
  • Работайте индивидуально в тетради. Перепишите задачу в тетрадь
  • Сделайте вывод
УЭ 5

  • Слайд 19
  • Слайд 20
  • Слайд21
  • Слайд 22
  • Слайд 23
  • Слайд 24
Цель: Применение полученных знаний для
решения генетических задач.

Попробуйте ответить на проблемный
вопрос. (Устно).

Решите задачи и сделайте выводы.

  1. Муж и жена кареглазые. У них родился голубоглазый ребёнок.
    Какой генотип должен быть у родителей? Возможно ли это?
  2. У черной кошки появились белые котята, потому что она долго
    смотрела на снег? Правда, это? Объясните причину.
  3. Рассмотрите рисунок скрещивания гороха и ответьте на вопросы:
  • Какой рост (высокий или низкий) у гороха доминирует?
  • Каковы генотипы родителей (Р), гибридов первого (F1) и
    второго (F2) поколений?
  • Какие генетические закономерности, открытые Менделем, проявляются
    при такой гибридизации?
  1. Леворукость это рецессивный признак, свёртывание языка в
    трубочку и загибание языка назад – это доминантный признак.

Определите у себя наличие данных признаков. Выясните дома от кого
вы получили этот признак по наследству.

  1. Ответь на вопросы:
  • Обозначь буквами генотип:

рецессивная гомозигота — …..
доминантная гомозигота — …..
гетерозигота — …..

  • Какой закон отражает запись:

Р ♀ простые бобы X ♂ вздутые бобы
F1 простые бобы (100%)

  • Как называется признак у гибридов F1?
  • Какой закон отражает запись:

Р от F1 ♀ простые бобы X ♂ простые бобы
F2 простые (75%) : вздутые (25%)

  • Как называется признак у 25% потомков F2?

Сверьте ответы с ключом правильности.

  1. Рецессивная гомозигота -аа.
    доминантная гомозигота — АА.
    гетерозигота — Аа.
  2. Закон доминирования или Закон единообразия гибридов F1
  3. Доминантный признак
  4. Закон расщепления
  5. Рецессивный признак
  • Прочитайте цель
  • Работайте в группе
  • Индивидуальная работа в тетради
  • После решения каждой задачи
  • Объясните её решение и сделайте вывод.(устно)
  • Задание выполняется письменно в тетрадь индивидуально.
  • Самопроверка
УЭ 6 Цель: Подведение итогов. Определение
домашнего задания.

  1. Прочитайте цель урока.
  2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?
  3. Что помогало и что мешало вашей успешной работе на уроке
  4. Что осталось непонятным?
  • Внимательно просмотрите записи урока, уточните у товарища или у
    учителя непонятные Вам моменты.
  • Сдайте тетради на проверку учителю.
  • Если Вы отработали все учебные элементы, то домашнее задание –
    это творческая работа.
  • Если какие – либо УЭ не отработаны, то возьмите модуль домой,
    проделайте задания, используя параграф 3.5. Решите задачу.

Творческая работа: Составить родословную своей семьи (папа, мама, братья, сестры,
бабушки, дедушки) по любому из внешних признаков.

Спасибо за работу!

  • Прочитайте цель
  • Индивидуально.
  • Вместе с классом.

Д/З. Изучить параграф 3.5, ещё раз выполнить работу по карте

Презентация

Литература

  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. “Биология. Введение в общую
    биологию и экологию”, 9 класс, Дрофа, М., 2005г
  2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В., “Поурочные разработки по общей биологии”, 9
    класс, М., “ВАКО”, 2006г.
  3. Болгова И.В. “Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы”, М.,
    “Мир и Образование”, 2005г.
  4. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б., “Сборник задач по генетике с решениями.
    Методическое пособие”. – Саратов: “Лицей”, 2004.
  5. Н.И.Шишкинская “Генетика и селекция. Теория.Задания.Ответы.”.- Саратов:
    Лицей, 2005.



Следующий: