Урок-модуль Генетика и медицина

Тип урока: Повторительно-обобщающий урок по
теме “Основы генетики”.

Презентация..

Слайд №1

№ учебного элемента Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий
УЭ- 0

Слайд №2

Цель: В результате овладения
содержанием модуля вы повторите и
систематизируете полученные знания по генетике.
Будете уметь оперировать ими для объяснения
закономерностей наследования признаков.
Продолжите развитие практических навыков
сравнения и обобщения. Определите значение
генетических знаний.
Внимательно прочитайте цель урока.
УЭ- 1

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Повторение и актуализация знаний.

Цель:
Повторение изученного материала, отработка
тестовых технологий, подготовка к ЕГЭ.

Задание №1. Биологический тренажер.

Прочитайте и ответьте на вопросы.

Задание №2. Охарактеризуйте организм с
заданным генотипом: ,

Задание №3. В индивидуальной итоговой карте
дайте характеристику организма по генотипам:

Задание №4. Определить типы наследования
признаков по генотипам:

  1. Короткопалость – аа
  2. Полидактилия – АА, Аа
  3. 4 группа крови – АВ
  4. черная кожа – ААВВ
  5. гемофилия – ХhУ

Задание №5. Назовите генотип проявления
данного признака.

1. Голубые глаза.

2. Альбинизм.

3. Дальтонизм

4. Вьющиеся волосы.

5. Светлая кожа.

Задание №6. Выполните графический диктант

“Монозиготные и дизиготные близнецы”.

На шкале отметьте значками признаки
соответствующие типам близнецов:

— однояйцовые

-
разнояйцовые

1. Имеют одинаковый генотип.

2. Еще называют дизиготными.

3. В оплодотворении учавствуют 2 яйцеклетки и 2
сперматозоида.

4. Характеризуются большой степенью сходства
(конкордантностью).

5. Могут быть как однополые, так и разнополые.

6. Часто характеризуются несходством по многим
признакам.

7. Наблюдения дают материал для определения
роли влияния факторов внешней среды и воспитания
на проявление признаков.

8. Генетически идентичны.

9. Похожи как двоюродные братья и сестры.

10. Всегда однополы, либо девочки, либо мальчики.

Выполняется устно, вместе с классом (приложение№ 2)

Самостоятельно в
индивидуальной итоговой карте (приложение
№3)

Внимательно следите за демонстрацией слайдов,
работайте устно.

Устно, вместе с классом.

Выполняйте самостоятельно в индивидуальной
итоговой карте (приложение №3)

УЭ-2

Слайд №7

Кариотип человека.

Цель:
закрепить умения читать кариограмму человека.

Задание №1

Рассмотрите кариограмму человека. Ответьте на
следующие вопросы.

1. Сколько всего хромосом в кариотипе?

2. Сколько половых хромосом в кариотипе?

3. Какой пол человека?

4. Назовите номер хромосомной пары, в которой
имеется отклонение от нормы.

5. В чем заключается это отклонение от нормы?
1-лишняя хромосома

2-отсутствие хромосомы

3-изменение структуры хромосомы.

Задание №2

Выполните задание №2 в карточке “Подготовка к
ЕГЭ” (приложение №2)

Выполняется устно, вместе с классом.

Выполняйте
самостоятельно в индивидуальной итоговой карте.

УЭ-3

Слайд №8

Родословная человека.

Цель:
Закрепление и контроль знаний и умений по
анализу родословных человека.

Задание №1. Разговор двух друзей — генетиков.

- “Привет, друг. Я увидел твое древо. Да, но ты
пробанд! А сколько у тебя сибсов и просибсов. Это
просто удивительно как ты знаешь свою
наследственность”.

- “Я тоже смотрел твое древо и был удивлен, что у
твоих предков был случай инцеста”.

Рядом стоящие друзья ничего из разговора не
поняли. Помогите им. Переведите разговор на
понятный всем язык.

Задание №2. Рассмотрите графическое
изображение родословной человека и ответьте на
следующие вопросы:

1. Сколько поколений людей представлено на
родословной?

2. Сколько детей было у бабушки и дедушки
пробанда со стороны матери?

3. какой пол пробанда?

4. Имеется ли изучаемый признак у пробанда?

5. Сколько еще членов родословной имеют такой же
признак, который есть у пробанда?

6. Рецессивным или доминантным является
изучаемый признак?

7. Назовите хромосому, в которой находится
аллель, отвечающая за формирование изучаемого
признака:1)аутосома 2)Y-хромосома

3) Х-хромосома

8. Каков генотип пробанда:

АА, ХАХа, ХаY, ХYА

Задание №3. Выполните задание №1 в карточке
“Подготовка к ЕГЭ” (приложение №2)

Выполняется устно, вместе с классом.

Выполняйте
самостоятельно в индивидуальной итоговой карте.

УЭ-4

Слайд №9

Слайд №10,11,12

Слайд№13

Слайд №14

Наследственные заболевания человека.

Цель:
Рассмотреть различные заболевания человека и
выявить причины их появления.

Воспитание здорового образа жизни.

1. Сообщение “Быть хорошо рожденным — право
каждого человека!” (приложение №1)

1. Наркотический плод.

2. Алкогольный синдром плода.

2. Демонстрация слайдов с наследственными
заболеваниями человека:

“Заячья” губа, “Волчья” пасть, сросшиеся
пальцы рук и ног, дополнительная половинка носа в
виде хоботка, синдром Дауна.

3. Оглашение результатов командировки.

Задание: Выявить количество рождающихся детей
с наследственными аномалиями и их причины по г.
Биробиджану и области.

Сообщение: Результаты исследования.

4. Демонстрация видеоролика.

5. Близкородственные браки.

В Японии по существующему законодательству
отец, выдавая дочь замуж, должен выделить молодой
семье участок земли. Чтобы не распылять
семейного землевладения, часто женихов и невест
подбирают среди родственников. Но вскоре был
вынесен запрет на такие браки. Почему?

6. Сформулируйте вывод.

Пути профилактики наследственных заболеваний:

1.

2.

3.

Дополнительное задание учащимся.

Заслушивание
сообщения учащегося.

Дополнительное задание учащимся.

Заслушивание сообщения учащегося.

Устно, вместе с классом.

Устно, вместе с классом.

УЭ-5

Слайд №15

Практическая генетика.

Цель:
Определить практическую направленность
генетических знаний в ходе решения генетических
задач.

Задача №1. Иск в суд.

Женщина с группой крови ВВ возбудила дело о
взыскании алиментов против мужчины с первой
группой крови, утверждая, что он отец ее ребенка,
т. к. и у него первая группа крови. Какое решение
должен вынести суд?

Задача №2. Розовая мечта.

Ольге очень нравятся голубые глаза, но она, ее
родители и родственники всегда имели только
карие глаза. Поэтому она решила, во что бы то ни
стало выйти замуж за голубоглазого мужчину,
чтобы у ее ребенка были голубые глаза. Выполнима
ли мечта девушки?

Задача №3. Детский вопрос.

Таня и Аня однояйцовые сестры-близнецы, а Толя и
Коля — однояйцовые братья-близнецы (дети других
родителей). Толя женится на Тане, а Коля на Ане. В
обеих семьях рождаются сыновья. Интересно, будут
ли мальчики похожи друг на друга так же как
однояйцовые братья-близнецы?

Задача №4. Жалоба.

Время от времени в газеты приходят письма от
женщин с жалобами на мужей, которые их упрекают
за то, что вместо сыновей у них рождаются дочери.
Справедливы ли их упреки?

Задача №5. Семейная тайна.

После свадьбы молодой супруге
“доброжелатели” открыли семейную тайну ее мужа.
Оказалось, что и ее мужу и его братьям, и их отцу в
раннем детстве была сделана операция по
ликвидации синдактилии (врожденного сращивания
указательного и среднего пальцев на правой руке).
Будущая мама обратилась за советом к медикам.
Какова вероятность рождения у нее ребенка с
такой патологией?

Задача №6. Ошибка режиссера.

В фильме “Не валяй дурака” у белой женщины,
отец которой был негр, и белого мужчины родился
черный ребенок. Возможно ли это?

Задача №7. Чья наследственность?

Отец и сын – дальтоники, а мать различает цвета
нормально. Правильно ли будет сказать, что в этой
семье сын унаследовал недостаток зрения от отца?

Задача №8 Плутовство.

За последние 20 лет эту процедуру в России
прошли 12 тысяч спортсменов и сняты с
соревнований 16 человек. В спортивных состязаниях
отдельные мужчины пытаются выиграть у женщин,
перевоплощаясь в женское обличье. Оказывается
такое плутовство возможно. Предположите способ
определения пола, который бы исключал любые
ошибки.

Задача №9. Жертва рекламы.

Рекламный ролик зубной пасты компании
“Колгейт” красочно описывал чудодейственное
свойство по отбеливанию зубов. Увидев ролик,
Николай накупил зубной пасты и добросовестно
чистил зубы два раза в день длительное время.
Однако эффект отбеливания не проявлялся.
Разозленный Николай подал иск в суд на компанию
за шарлатанство. В ответ, чтобы себя защитить,
компания обратилась в медико-генетическую
консультацию. Почему?

Задача №10.

В родильном доме перепутали двух детей.
Родители одного из них имеют 1 и 2 группы крови,
родители другого 2 и 4 группы крови. Дети имеют 1 и 2
группы крови. Определите где чей ребенок.

Выполняется устно, вместе с классом.

Решите
самостоятельно в индивидуальной итоговой карте.

УЭ-6

Слайд№16

Подведение итогов урока.

1. В
индивидуальной итоговой карте оцените свою
работу на уроке. Сдайте карту для проверки.

2. Прочитайте еще раз цели урока. Сделайте вывод:
достигли ли вы учебной цели?

3. Домашнее задание: подготовиться к зачетному
итоговому тестированию по теме “Основы
генетики”.

Прочитайте, выполните указания,
запишите д/з.

Приложение 4

Следующий: