Урок-мастерская Жизнь, как произведение искусства знакомство с личностью Д. И. Менделеева


Цели: самостоятельное построение учащимися знаний о личности Д.И.Менделеева; формирование умения думать, анализировать; создание условий для саморазвития учеников, развитие творческих задатков детей; воспитание культуры общения, создание образовательного пространства для самоопределения личности ребёнка.

Этапы урока и их цели Деятельность, форма работы Технические ресурсы Формы презентации Ожидаемый результат
Учитель Ученики
I ЭТАП.
ИНДУКЦИЯ
Активизировать эмоциональную сферу ученика, создать определённое психологическое настроение, включающее вопросное состояние учеников.
Вступительное слово учителя: «Сегодня у нас в гостях удивительный человек. Я хочу познакомить вас с уникальной личностью. В одном из писем своей дочери герой нашего урока писал: «Слушай музыку и ты поймёшь своего отца». Ставит кассету с произведениями Бетховена и просит учеников прослушать музыкальный фрагмент и сделать записи – каким вам представляется человек, любящий такую музыку. Слушают музыку Людвига ван Бетховена и записывают в свои тетради размышления о том, каким им представляется человек, любящий эту музыку. Запись можно начать словами: «Я слушаю и представляю…» Кассета (диск) с записью увертюры к опере «Леонора» – любимого произведения Менделеева, либо «Лунной сонаты». Ученики по желанию зачитывают свои записи, а учитель записывает на доску (например, из опыта работы: строгий, мудрый, добрый, пожилой, умный и т.д.) Создание благоприятного «климата отношений» — комфортной эмоциональной атмосферы, включение мыслительной деятельности.
II ЭТАП.
ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ИДЕЕ
Создать возможность осмысленного выбора учеником близкого ему мнения. сформировать на основе этого выбора 5 групп единомышленников
Слово учителя: «Узнать человека можно по его речи, по его высказываниям. Я предлагаю вам прочитать различные высказывания нашего героя и выбрать наиболее близкую вам мысль. Продолжите запись в тетради: какими качествами личности должен обладать автор этих мыслей, какой деятельностью он мог заниматься?». До урока в классе развешиваются карточки с цитатами Менделеева (см. Приложение). Карточки из цветного картона, чтобы затем дети могли легко объединиться в группы. Ходят по классу и читают вывешенные цитаты, берут себе карточку с понравившемся высказыванием, делают записи в тетради. Пять вариантов цитат на картоне разного цвета. число карточек равно числу учеников. По цвету картона сформируется пять групп Аналогично I этапу. запись на доске дополняется. Ученики выбирают близкую мысль, «берут проблему на себя», присоединяются к идее.
III ЭТАП.
СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ
Совместная выработка идеи в группе, умение формулировать мысли, слушать мнение других.
Слово учителя: «Вы выбрали высказывание, которое нашло отклик в вашей душе, показалось вам близким. У вас есть единомышленники, объединитесь в группы по выбранной цитате. Обсудите ваши записи в тетрадях и лучшими идеями поделитесь с классом» Объединились в пять групп, обсудили индивидуальные записи и сформулировали общую идею о человеке, которому принадлежат цитаты.

——————-



Каждая группа озвучивает свою гипотезу. «Нам кажется, что этот человек был…» Формирование образа героя
IV ЭТАП.
ПОРТРЕТ ГЕРОЯ
Слово учителя: «В результате обсуждения мы получили словесный портрет нашего героя. А теперь мы посмотрим его действительный портрет (показывает портрет Д.И.Менделеева) Узнали?

Конечно, это Д.И.Менделеев. Послушайте, что писала о его внешности супруга учёного А.Д. Попова (зачитывает фрагмент воспоминаний А.Д. Поповой, см. Приложение)

Рассматривают портрет Д.И.Менделеева, слушают воспоминания А.Д. Поповой. Портрет Менделеева, цитаты из воспоминаний Поповой
V ЭТАП.
РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ «Знаю. Хочу узнать. Узнал» (З.Х.У.)
Создание кластера. Выяснить первоначальный уровень знаний о Д.И.Менделееве, присвоение каждым членом группы знаний других учеников; осознание области известного и неизвестного.
Слово учителя: « У каждого из вас подготовлена таблица с тремя столбцами – Знаю, Хочу узнать, Узнал. В колонку «Знаю» запишите, что вам известно о Дмитрии Ивановиче. Обсудите в группе и создайте на большом листе бумаги групповой кластер:



(термин «кластер» используется в технологии «Критическое мышление» от английского «гроздь». Вид схемы)

Опираясь на индивидуальные знания каждого члена группы, анализируют и создают общий от группы кластер с первоначальными знаниями. Таблицы:



Знаю Хочу узнать Узнал

Листы бумаги для кластера

Одна из групп (по желанию) представляет свой кластер. Остальные группы обсуждают, вносят дополнения. Определили стартовый уровень знаний.
VI ЭТАП.
Формирование круга интересов
Работа над умением формулировать вопросы, определить круг наиболее значимых вопросов.
Слово учителя: «У нас есть уникальная возможность задать Д.И.Менделееву вопросы. Что бы вы хотели о нём узнать? Запишите свои вопросы в таблицу в графу «Хочу узнать». Обсудите вопросы в группе и выберите от группы два самых значимых, самых интересных вопроса» В своей таблице записывают интересующие их вопросы, обсуждают и выбирают от группы по два вопроса. Таблица «З.Х.У.» Каждая группа озвучивает свои вопросы, учитель записывает их на доске. Так формируется круг обсуждаемых вопросов. Формирование круга вопросов, требующих обсуждения.
VII ЭТАП.
работа с текстом
Построение новых знаний, осмысление новой информации.

Выдаёт в каждую группу тексты на определённую тему: «Биография Менделеева», «Научная деятельность», «Просветительская деятельность», «Увлечения», «Менделеев и развитие промышленности», а также различные иллюстрации (см. Приложение). Слово учителя: «Чтобы ответить на интересующие вас вопросы, ознакомьтесь с полученными текстами, иллюстрациями. Запишите в таблицу в графу «Узнал», что нового вы узнали о нашем герое. Обсудите информацию в группе, дополните свои записи» Читают выданные тексты, знакомятся с иллюстративным материалом, фотографиями. Продолжают работу в таблице, заполняя графу «Узнал». Обсуждают информацию в группе. Тексты, иллюстрации, фотографии, книги о Д.И.Менделееве. Каждая группа кратко представляет содержание своего текста. учитель на доске цветным мелом дополняет первоначальный кластер. На доске наглядно видны новые приобретённые знания (кластер разрастается, ветвится)
VIII ЭТАП.
создание символа
Реализация творческих способностей, включить новые способы выражения знаний. Символ – Обобщение – Графика.
Слово учителя: «Теперь ваши знания о Д.И.Менделееве стали богаче, вы узнали разные стороны его личности. Попытайтесь создать в группе графический символ Д.И.Менделеева. Может быть это будет герб, может быть просто рисунок. Творите, фантазируйте, размышляйте!» Работают в группе над созданием символа. Бумага, краски, фломастеры, ножницы, клей, скотч. Вывешивают работы в классе. Проявление творческих способностей детей.
IХ ЭТАП.
Афиширование
При помощи символов придти к обобщению.
Предлагает группам представить свои работы. После выступления учеников зачитывает цитату «Три службы Отечеству» (см. Приложение) Каждая группа комментирует свою графическую работу. ——————- Комментарий рисунка Создание обобщения
Х. ТВОРЧЕСТВО
Дать возможность проявить свои творческие способности
Учитель предлагает ученикам индивидуально выполнить задания по выбору:

  • Заметка для журнала о Менделееве;
  • Сочинение-миниатюра «Жизнь, как произведение искусства»;
  • Словарная статья о Д.И.Менделееве;
  • Письмо другу о новом знакомом;
  • Синквейн;
Выполняют творческие работы ——————- По желанию зачитывают свои работы. Закрепление знаний, привнесение личного опыта в изучаемый вопрос.
XI. РЕФЛЕКСИЯ
Самосознание своей личности, себя в коллективе и своей индивидуальности
Вопросы для рефлексии:

  • Какой этап работы был особенно интересен или труден?
  • Что нового я открыл в себе?
Ученики садятся в круг и делятся своими мыслями, отвечая на поставленные вопросы. ——————- ——————- Ученики не только открыли для себя личность Д.И.Менделеева, но и сделали открытие в себе каких-то новых качеств, способностей.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3




Следующий: