Урок-мастерская Моделирование экологических систем. 11-й класс


Цель урока: систематизировать и
обобщить знания учащихся о биогеоценозах через
моделирование экологических систем
/биогеоценозов/ и отображение протекающих в них
процессах.

Задачи урока:

  1. Обобщить знания о видовой структуре
    биогеоценозов, их основных компонентах и выявить
    взаимосвязи между ними.
  2. Научить школьников сравнивать естественные
    биогеоценозы и агроценозы, объяснять сходство и
    различия.
  3. Используя творческие задания, продолжить
    формирование умений анализировать, сравнивать,
    обобщать, доказывать, делать выводы.
  4. Развитие творческих способностей учащихся.

Подготовка к уроку:

  1. Классная доска (на ней записана тема и разделена
    на количество групп в классе).
  2. Бумага (А4- 4 штуки).
  3. Цветные карандаши.
  4. На усмотрение учителя учебник и тетрадь.
  5. Рабочее время 60 минут.

Ход урока:

  1. Вводное слово учителя.
  2. Выполнение заданий в группах и выступления
    учащихся.
  3. Моделирование ситуаций в группах.
  4. Подведение итогов.

Деятельность учителя: разделить класс на
группы (например, 4) и объяснить специфику урока
“Что такое мастерская”? Мастерская – это особая
нетрадиционная форма проведения урока, в которой
индивидуально и в малом количестве участвуют все
учащиеся класса и выполняют задания под
руководством учителя и в заданном темпе.

Миллионы лет развивалась жизнь, и
тысячелетиями складывались взаимоотношения
организмов и среды, и приспособленность
организмов к совместной жизни. На уроке мы
попробуем смоделировать и проиграть некоторые
из примеров природных сообществ, нас окружающих.



Деятельность учащихся:

- Учащиеся на одной стороне листа записывают
список своей группы /1 минута/.

- На другой стороне листа записывают примеры
разных биогеоценозов (природных сообществ и
агроценозов) по количеству учащихся в группе. /3
минуты/

- Представитель группы записывает примеры
биогеоценозов на доске. /1 минута/

- Просматриваются всеми учащимися примеры, и
если есть ошибки, то они выставляются поочерёдно
ребятами из других групп. /3 минуты/

- После группового обсуждения нужно выбрать
только одно сообщество, которое не будет
повторяться в группах. Например: аквариум, поляна
в лесу, небольшое озеро. /1 минута/

Задание № 1. Группа рисует на
листе выбранное природное сообщество (можно
схематично, но крупно и ярко с обязательным
присутствием всех его компонентов и окружающей
средой)./7 минут/ Учитель наблюдает за работой в
классе.

Один ученик от каждой группы рассказывает по
рисунку о составе экологической системы.
Учащиеся из других групп могут задать вопросы
после выступления, а в ответах может помогать вся
группа. /12-15 минут/

Задание № 2. Учащиеся в группе
должны показать на рисунке (разными цветами и
стрелками) влияние разных экологических факторов
на представителей сообщества. Над стрелками
подписать конкретное влияние фактора. /5 минут/



Выступления учащихся от групп в другом порядке.
Учитель и ребята заслушивают выступления,
корректируют и задают вопросы. /12-15 минут/



Задание № 3. Спрогнозировать
дальнейшее развитие биогеоценоза через
протекающие в нём процессы, формы
взаимоотношений в системе и влияние на другие
сообщества. Сделать выводы. /5 минут/

Выступления учащихся и групп. /10 минут/

Учащиеся вместе с учителем садятся в круг (
парты раздвигаются) и по очереди высказывают
своё мнение о том, что понравилось и не
понравилось, делают выводы. Последнее слово
говорит учитель.

Систематизация учебного материала:

  1. Подведение общих итогов и формулирование
    выводов по данной теме.
  2. Выставление самооценки учащимся учителем в
    группах.
  3. Выставление оценок в классном журнале.

Домашнее задание:

  • придумать и предложить меры по охране и
    восстановлению природного биогеоценоза в вашей
    местности (например, вокруг школы) – разбивка
    газонов, изменение места тропинок, осенняя
    посадка деревьев, уборка территории.



Следующий: