Урок-марафон по теме Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем


Каким скучным местом был бы мир без
птиц!

ЗАДАЧИ:

  • обобщить и систематизировать знания по данной
    теме;
  • раскрыть особенности строения и образа жизни
    птиц разных экологических групп;
  • сформировать знания о значении птиц в
    экосистемах и жизни человека, об охраняемых
    видах птиц;
  • убедить в необходимости охраны редких видах
    птиц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Проверка знаний.

  • Основные экологические группы птиц;
  • Птицы леса, их характерные особенности;
  • Птицы открытых пространств: особенности
    внешнего строения, образа жизни.
  • Птицы водоемов и побережий.
  • Значение птиц в экосистемах и жизни человека.
  • Охраняемые виды птиц.

РЕСУРСЫ:



Основные:

  • Учебник «Разнообразие живых организмов»,
    7класс с.120-121;
  • Электронное приложение: «Птицы наземных и
    водных экосистем»(45);
  • Тетрадь- тренажер, «Разнообразие живых
    организмов», 7класс №4 с.56.
  • Дополнительные:

  • таблицы «Птицы леса», «Лесные куриные птицы»,
    «Дневные хищные птицы»,
  • презентация.
  • Интернет — ресурсы:

  • http://birds.krasu.ru.
  • До урока формируются три команды юных
    орнитологов по 6 человек. Они собирают сказки,
    приметы, загадки, пословицы, поговорки о птицах,
    изучают птиц родного края. Остальные ученики -
    болельщики. В жюри приглашаются учащиеся 9-го
    класса, хорошо знающие биологию. На столах
    учеников — конверты с заданиями; карточки со
    схемами внешнего и внутреннего строения птиц
    (кровеносная, нервная, пищеварительная системы и
    др.), ребусы и схема — опора для проекта, которую
    они будут заполнять по ходу урока.

    ХОД УРОКА

    I. Повторение пройденного материала идет по
    5 основным темам:

    • «Внешнее строение птицы»
    • «Скелет и мускулатура птиц»
    • «Внутреннее строение птицы»
    • «Размножение и развитие птиц»
    • «Происхождение птиц».

    Негромко звучит музыка (голоса птиц)



    Первый рубеж «Объясни»

    Вопросы и задания

  • Какие особенности внешнего строения отличают
    птиц от других наземных позвоночных животных?
  • Чем передняя конечность птицы отличается от
    передней конечности ящерицы или другого
    пресмыкающегося?
  • Почему птицы относятся к типу Хордовые, подтипу
    Позвоночные?
  • Какое значение имеет скелет для животных?
  • Перечислите признаки характерные для класса
    пресмыкающиеся и класса птиц.
  • Почему птицам требуется большое количество
    пищи?
  • Объясните, чем птенцы гнездового типа отличают
    от птенцов выводкового типа?
  • Второй рубеж «Работа с терминами» (Команды
    получают конверты с заданиями, и по истечении 2
    минут дают ответ. Жюри оценивает результат).
    (Слайды 3 — 5)

    Карточка 1. Объясни:

    • архиоптерикс (первоптица, древнейший род
      вымерших птиц)
    • киль (вырост грудины позвоночных животных)
    • зоб (расширенная часть пищевода)

    Карточка 2. Объясни:

    • очин (часть пера, погруженная в кожу)
    • почка (орган выделения)
    • клоака (расширенная часть задней кишки)

    Карточка 3. Объясни.

    • крыло (видоизмененная передняя конечность)
    • воздухоносные мешки (воздухоносные полости,
      соединенные с дыхательными путями)
    • птенцовые птицы (птицы, у которых птенцы
      вылупляются беспомощными)

    Третий рубеж «Зачем» (Ответить на вопросы)
    (Слайды 6 — 11)

    Карточка 1. Зачем птице летать?

    • Чтобы — строить гнезда повыше.
    • Чтобы — спасаться от врагов.
    • Чтобы — ловить добычу в воздухе.
    • Чтобы — высматривать добычу на земле.
    • Чтобы — добираться до теплых мест, где больше
      пищи

    Карточка 2. Зачем птицы прерывают полет?

    • Чтобы — отдохнуть.
    • Чтобы — удалить жажду.
    • Чтобы — высиживать яйца.
    • Чтобы — кормить птенцов.
    • Чтобы — собирать корм с земли.

    Карточка 3. Зачем птице клюв?

    • Чтобы — разрывать пищу.
    • Чтобы — вычерпывать из воды рыбу.
    • Чтобы — собирать с поверхности воды самые
      крохотные растения и организмы.
    • Чтобы — вскрывать раковины.
    • Чтобы — вытаскивать из-под коры насекомых.

    Четвертый рубеж «Сделай надписи» (Слайд 12 13)

    Карточка 1. Подпишите строение отделов сердца.

    Карточка 2. Подпишите названия отделов
    головного мозга. (Слайд 14 15)

    Карточка 3. Сделайте необходимые надписи на
    указателях. (Слайд 16 17)

    II. Изучение нового материала.

    Перед началом объяснения нового материала
    командам выдается схема — опора для проекта,
    которую они будут заполнять по ходу урока.
    (Приложение). Изучение нового материала следует
    начать с беседы. Какие птицы прилетают первыми в
    наши края? Кто появляется позже всех? Учитель
    кратко знакомит учащихся о причинах перелета
    птиц. В зависимости от того, как птицы
    перемещениями реагируют на времена года, среди
    них выделяют три основные группы. (Слайд 18)

    I группа — оседлые птицы весь год живут в одной
    и той же местности, делают небольшие запасы на
    зиму (воробьи, голуби, поползни);

    II группа — кочующие птицы, небольшими стаями
    откочевывают на юг, но не имеют постоянных мест
    зимовки (снегири, синицы грачи);

    III группа — перелетные птицы осенью улетают из
    холодных мест в теплые страны (утки, соловьи,
    лебеди).

    В процессе эволюции представители класса
    приспособились к разнообразным условиям
    существования и дали начало большому
    разнообразию видов.

    Экологические типы птиц. Рассмотреть
    экологические типы птиц, два из которых
    распространены повсеместно. (Слайд 19)

    Первый тип — килевые. Летающие птицы, которые
    имеют киль — большой выступ на груди, один из
    характерных признаков птиц. Например, голуби,
    воробьи.

    Второй тип — бескилевые. Нелетающие птицы,
    представители Африканских и Американских
    бескрылых. У них отсутствует киль. Например,
    страус, дрофа.

    Третий тип — птицы, которые освоили водное
    пространство, имеют крылья, но не летают,
    расселились на побережье Антарктиды. Например,
    пингвины.

    Экологические группы птиц. Географическое
    распространение птиц исключительно широко,
    приспособились к самым разнообразным местам
    обитания и заселяют всю поверхность планеты.
    Рассмотрим эти экологические группы и дадим им
    характеристику. (Слайд 20)

    Самостоятельная работа в группах по заполнения
    схемы — опоры (На данную работу отводится 3-4
    минуты , затем проверяется и оценивается).

    Птицы леса.

    Хищные птицы.

    Птицы открытых пространств.

    Птицы водоемов.

    Птицы побережий.

    Птицы живут везде, где есть растения и животные,
    пригодные им для пищи: в лесах, горах, на лугах,
    болотах, степях, пустынях, тундре.

    Затем учитель переходит к вопросу о роли птиц в
    жизни и деятельности человека, говорит о
    необходимости их охраны.



    Роль птиц в природе весьма значительна.

    Регулируют численность насекомых и мелких
    грызунов.

    Птицы сами служат пищей другим животным,
    являются важным звеном в цепи питания живых
    организмов.

    Велико значение птиц в распространении семян.

    Цветки некоторых тропических растений
    опыляются птицами (колибри), которые подобно
    насекомым, питаются цветочным нектаром.

    Роль птиц в жизни человека огромна.

    Человек использует в пищу мяса, яйцо птиц.

    Птицы уничтожают вредителей сельского
    хозяйства, грызунов.

    Птицы являются санитарами природы.

    Учитель: несмотря на большое значение в жизни
    человека птицы порой им хищнически истребляются.
    Для сотен видов территория России — основное
    место гнездования, поэтому будущее, этих птиц
    зависит от нас, от того, как мы будем охранять их.
    (Слайд 28)

    В конце урока учитель рассказывает об
    охраняемых птицах свого края. «Журавлиная
    Родина» — так назвал край северного Подмосковья
    в 1926 году Михаил Михайлович Пришвин в
    одноименной повести об истоках своего
    творчества и тайнах, сокрытых в живых творениях
    самой природы. Для сохранения этого края,
    ставшего неотъемлемой частью природного и
    культурного наследия Подмосковья, в 1979 году был
    создан Государственный Природный Заказник
    «Журавлиная Родина». (Слайд 29)

    На землю сошлась, знать, клином,
    К этим вырубкам, долинам,
    Над которыми поник
    Журавлиный крик!
    С.А. Клычков

    III. Подведение итогов.

    Приложение 1, приложение
    2.




    Следующий: