Урок литературы в 7-м классе Величие простых сердец. Авторская идея рассказа А. Платонова Юшка

Дидактическая цель: создать условия
для осознания и осмысления блока новой учебной
информации.

Цели по содержанию:

  • Образовательная: способствовать освоению
    и осмыслению авторской идеи в рассказе
    А.Платонова «Юшка»;
  • Развивающая: способствовать освоению
    специальных умений анализировать литературное
    произведение, давать индивидуальную
    характеристику героям; уметь работать с текстом,
    обобщать, делать выводы;
  • Воспитательная: содействовать воспитанию
    внимательного и заботливого отношения учащихся
    к окружающим их людям.

Тип урока: урок изучения нового
материала.

Методы обучения: репродуктивный,
частично-поисковый.

Формы организации познавательной
деятельности:
фронтальная, групповая,
индивидуальная.

Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, рабочие листы для
учащихся.

Структура и содержание учебного
занятия


Этапы учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент Создаёт позитивный настрой,
обеспечивает максимальное внимание учащихся
через участие в определении темы урока.
– Ребята, используя подсказки, попробуйте
определить, о чём пойдёт речь на уроке. (Приложение 1, слайды 2-3)

Подсказка
№1
– изобразительная.

Рассмотрите репродукции картин:

В.Е.Маковского «Свидание»,
В.М.Васнецова «С квартиры на квартиру»,
Н.П.Богданова-Бельского «У дверей школы»

? – Какие чувства вызывает у вас картина?

Подсказка №2 – литературная.

Прочтите отрывок из стихотворения А.Дементьева
«Среди печали и утех…»

Среди печали и утех
Наверно, что-то я не видел.
Прошу прощения у тех,
Кого нечаянно обидел.
Когда бы это ни случилось –
Вчера лишь…Иль давным-давно
Ушла обида иль забылась, –
Прошу прощенья всё равно…

Ответьте на вопросы:

? 1. Какие строки перекликаются с прочитанным
вами произведением «Юшка»?
? 2. Какими качествами должны обладать люди,
которые просят прощения?
? 3. Человек с каким сердцем способен простить?

Озвучивается имя и тема: «Величие простых
сердец» (Авторская идея рассказа А.П.Платонова
«Юшка»). (Приложение 1
слайд 4)

Настраиваются на работу, определяют
тему урока, используя предложенные подсказки и
отвечая на вопросы-помощники.

? Какие чувства вызывает у вас картина? (Жалость,сострадание,
сочувствие…)

Отвечают на вопросы:

? 1. Какие строки перекликаются с прочитанным
вами произведением «Юшка»? (Прошу прощения…)
? 2. Какими качествами должны обладать люди,
кото-рые просят прощения? (Сострадание,
понимание, сочувствие….)

? 3. Человек с каким сердцем способен простить? (Великим,
открытым, всепрощающим…)

Запись в рабочих листах.

Целеполагание и мотивация Привлекает учащихся к постановке целей
урока, создаёт условия для субъектного
целеполагания.
– Посмотрите на тему урока и сформулируйте
вопросы, на которые мы сможем ответить в ходе
урока.
– Поиск ответа на эти вопросы и будет целью
нашего урока.
– Ребята, вы прочитали рассказ А.Платонова
«Юшка»,выберите из предложенных цитат эпиграф к
нашему уроку, запишите в рабочий лист. (Приложение
1
, слайд 5)
  • Чем человек умнее и добрее, тем больше он
    замечает добра в людях. (Б. Паскаль)
  • Верю я, придёт пора,
    Силу подлости и злобы
    Одолеет дух добра. (Б.Пастернак)
  • Прошу прощения у тех.
    Кого нечаянно обидел… (А.Дементьев)

– В конце урока вернёмся к высказываниям, и
попрошу ответить на вопрос: почему вы выбрали эти
слова?

Участвуют в целеполагании через
формулирование вопросов, принимают цели урока.

Осуществляют субъектное целеполагание через
выбор эпиграфа.

Делают записи в рабочем листе, озвучивают
выбор.

Проверка домашнего задания Осуществляет проверку домашнего
задания через организацию:

1. Сжатого пересказа
рассказа «Юшка» (Приложение 1,
слайд 6)

2. Работу с цитатным планом

– Ребята, восстановите последовательность
сюжетной линии рассказа. (Приложение
1
, слайд 7)

  1. «Мне нельзя умирать, и я отцу твоему в кузнице
    помогаю».
  2. «Он работал подручным помощником у главного
    кузнеца».
  3. «Каждое лето… он уходил пешком в глухую дальнюю
    деревню».
  4. «Девушка-врач осталась в нашем городе».
  5. «А чего я тебе, чем я мешаю!»
  6. «Девушка не ушла, однако, и молча ожидала
    чего-то».
  7. «Старик ничего не отвечал детям и не обижался на
    них».
Сжатый пересказ рассказа «Юшка».

Выполняют
работу в рабочих листах, осуществляют
самопроверку.

(Приложение 1, слайд
7)

Ключ: 3, 1, 4, 7, 5, 6, 2.

Изучение нового материала,
осознание и осмысление блока новой учебной
информации
Предлагает познакомиться с фактами
биографии писателя. (Приложение
1
, слайд 8)

– Ребята, перед вами формула
жизни А.Платонова. Внимательно прослушайте
биографию и запишите в схему недостающий факт. (Приложение 1 слайд 9)

Организует изучение нового материала в
совместной деятельности: предлагает задания на
выбор. При затруднении оказывает помощь в
выполнении задания.

– Попытаемся осмыслить содержание рассказа,
поразмышляем о любви к ближнему, о добре и зле,
выясним те философские проблемы, которые ставит
автор в произведении, и объединимся в группы для
выполнения задания по этой теме:

  • Юшка и дети.
  • Отношения Юшки и взрослых.
  • Встреча Юшки с прохожим.

(Приложение 1, слайд
10)

Первая группа

Найдите в тексте описание встречи Юшки с
детьми, ответьте на вопросы:

  1. Что влечёт детей к Юшке?
  2. Как Юшка отвечает на их жестокость?
  3. Обижается ли он на них?

Вторая группа

Используя цитаты из текста, ответьте на
вопросы:

  1. Почему взрослые обижают Юшку?
  2. Чем отвечает им Юшка?

Третья группа

Рассмотрите кульминационный эпизод- встреча
Юшки с прохожим. Определите, какие причины
заставили Юшку поступить не так, как всегда?
Каково значение этого эпизода?

Предлагает группам сформулировать авторскую
идею рассказа, используя опорные слова:

Осуждение…
Восхищение…
Призыв…

(Приложение 1, слайд
11)

Cлушают выступление одноклассника,
делают записи в рабочем листе.

Осуществляют выбор, делятся на группы.

Работают в группах.

Озвучивание авторской идеи и запись в рабочих
листах.

Закрепление нового материала Предлагает учащимся выполнить задания:

1.
Дополнить формулу жизни А. Платонова, опираясь на
авторскую идею рассказа «Юшка» (Приложение
1
, слайд 12)

2. Ответить на вопросы:

? Как вы понимаете тему урока?
? В чём выразилось величие сердца
главного героя?

Выполняют предложенные задания, делают
записи в рабочем листе.
Рефлексия Предлагает учащимся вернуться к
эпиграфу и пояснить свой выбор. (Приложение
1
, слайд 13)

Предлагает учащимся
прослушать выразительное чтение стихотворения
Г.Е.Осокиной «Как много в мире зла…» и высказать
своё мнение.

Как много в мире зла и как оно нас ранит,
Как трудно раны нам бывает залечить.
И мы в том зле, что сами причиняем,
Пытаемся кого-то обличить.
Эх, люди, люди, век ваш так недолог
Зачем же нам друг друга обижать?
Ведь не жестокости – любви с пелёнок
Учила каждого ребёнка мать.
А мы взрослеем и становимся жестоки,
И больно раним, колем, обижаем –
Как будто матери уроки
С годами напрочь забываем.
Исчезло в душах наших чувство милосердия
И не хватает доброты и понимания,
Давайте же приложим все усердия
Для возрождения соучастья и внимания!

(Приложение 1, слайды
14-15)

Организует рефлексию учащимися своей
деятельности, предлагая продолжить одну из фраз:

– Сегодня на уроке я убедился…
– Сегодня на уроке я задумался…

(Приложение 1, слайд
16)

Озвучивают свой эпиграф и
аргументируют свой ответ.

Слушают выразительное чтение одноклассника,
обмениваются мнениями и наблюдениями из
жизненного опыта.

Определяют значение урока для себя, озвучивают
его, записывают в рабочих листах.

Информация о домашнем задании. Предлагает домашнее задание на выбор:
  1. Пересказ эпизода (на выбор).
  2. Создать книжку-малышку пословиц о сострадании,
    сочувствии, доброте.
  3. Мини-сочинение: «Какого человека я считаю
    нравственным?»

(Приложение 1, слайд
17)

Выбирают домашнее задание, записывают,
озвучивают свой выбор.
Перспективы В дальнейшем мы продолжим знакомство с
творчеством А.П.Платонова и остановимся ещё на
одном произведении «В прекрасном и яростном
мире».

Приложение 2

Следующий: