Урок литературы в 7-м классе В сем справедливость от вас нимало не пострадала Постников – герой-праведник Н. С. Лесков Человек на часах

 «Не старайтесь удовлетворить свое тщеславие, обучая их
слишком многому. Возбудите только любопытство.
Откройте своим слушателям глаза, но не перегружайте
мозги. Достаточно заронить в него искру, огонь сам
разгорится там, где для него есть пища».

А. Франс

Главная цель современного образования – развитие личности ребёнка, а главная задача – создание условий для развития личности школьника.

Тема моей методической работы как учителя русского языка и литературы: «Развитие творческих способностей учащихся через активные формы обучения на уроках русского языка и литературы».

Почему я заинтересовалась данной темой?

Работа по развитию творческих способностей учащихся позволяет реализовать обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока, осуществляется культуроведческий подход в преподавании русского языка и литературы. Одна из главных целей любого моего урока – развитие индивидуальных особенностей, учёт субъективного опыта, включение в активную творческую деятельность. Этому способствуют принципы личностно-ориентированных, индивидуально-ориентированных подходов и технологий, творческие мастерские.

Для развития исследовательской, творческой, познавательной деятельности необходимо искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса.

Появившийся в педагогике в последние годы новый жанр — инновационная технология «мастерская» создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности, дарит радость сотворчества.

Эта педагогическая мастерская разработана с целью формирования у педагогов умения организовывать научно-исследовательскую деятельность учащихся, с целью обеспечения приоритета творческого саморазвития учителя над передачей ему знаний, умений и навыков.

Мастерская — это совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого. Здесь обучаемый сам выстраивает свои знания, формирует ценности, культуру, открывает новое. Главное условие мастерской — свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-новому реагировать на происходящее, создание собственного продукта творчества.

Душа, духовность, нравственность, смысл жизни, совесть, гуманность, человеколюбие – основные концепты урока литературы. И моя основная цель как учителя не писателя низвести до уровня ученика, а ученика поднять до понимания мировоззрения писателя. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.

Мастерская – это особая форма учебного процесса, построенная на основе активного взаимодействия участников в ходе выполнения серии заданий, приводящих к осмыслению и «выстраиванию» нового знания.

Педмастерская даёт возможность заглянуть внутрь себя, свой внутренний мир для развития творческих способностей. Вот эту специфику своей работы я и хотела показать на данном уроке.

Я работаю по УМК под редакцией Г.И.Беленького. Мною был проведён урок литературы на тему: «В сём справедливость от вас нимало не пострадала». Постников – герой–праведник» (Н.С. Лесков «Человек на часах»). Тип урока: комбинированный. Форма проведения: творческая мастерская с использованием ИКТ. Вид урока: мастерская построения знаний. На изучение рассказа Н.С. Лескова отводится программой 3 урока. Данный урок в системе – завершающий.

Проект урока весьма актуален. Необходимость разговора о нравственном выборе диктуется современными условиями жизни. Я думаю, что вопросы, рассмотренные на уроке, не безразличны современным школьникам.

Перед учащимися поставлена в начале урока цель — почему автор изменил название рассказа? Необычное оформление, эмоциональный настрой, слово учителя – всё это, я думаю, вызвало у учащихся интерес к уроку.

В начале мастерской создается проблемная ситуация. Участники сознают важность поставленной проблемы. Затем участникам предлагается сконструировать решение учебной задачи. Работа разбивается на две стадии: на первой формируется собственное видение решения проблемы, а на второй — общее обсуждение, способствующее коллективному принятию решения. Организуя в ходе обучения обсуждение, участники мастерской имеют возможность проанализировать, постичь системную природу изучаемого объекта и характер отношений в нем. Затем, анализируя полученные результаты и осознавая неполноту собственных знаний, участники мастерской добровольно организуют работу по восполнению знаний по данной проблеме.

Такая форма работы позволяет формировать рефлексивное отношение к собственным способам действий. Считаю, что содержание урока способствовало поставленным целям и теме урока. Была соблюдена логика, можно проследить композицию урока. Старалась продумать оформление.

Этапы мастерской:

Индукция – введение участников в проблемную ситуацию с целью создания личностного отношения к предмету обсуждения (эмоциональный настрой). С этой целью было использовано музыкальное сопровождение, эпиграф к уроку. Для подведения учащихся к проблемной ситуации было дано задание «вокруг» слова «Человек», причём неожиданное и личностное. Ребята записывали слова-ассоциации, связанные с ключевым словом урока. Это задание способствовало развитию ассоциативного мышления, воображения.

Самоконструкция – индивидуальное выполнение задания участником с целью определения своих реальных возможностей в рамках поставленной проблемы. Затем обмениваются работами в паре и дополняют записи друг друга в тетрадь.

Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, проекта. Первая часть этапа: «де-конструкция» — превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий. А затем «ре-конструкция». Ребята обменялись и дополнили записи в паре, подбирали пословицы по теме урока, а также выявили связь песни и темы урока. Это задание носило личностный характер. Сочетание индивидуальной и групповой формы работы, а также опора на личностный опыт каждого способствовали активизации внимания, формированию умения связно и логично строить свой ответ, а также воспитывало чувство товарищества.

Социоконструкция – групповая работа. Участники мастерской, обсудив результаты самостоятельной работы (в группе из 2 человек), должны систематизировать ЗУНы и основные компетентности и оформить результаты. Участники мастерской осознали важность поставленной проблемы: отметили, какая проблема затронута в тексте, выяснили особенности эпохи правления Николая I, выявили причины поступка солдата Постникова, соотнесли своею деятельность с деятельностью остальных, представили результаты работы в диалоге, в малой группе. Это способствовало развитию исследовательских умений анализировать, обобщать, выделять главное, формулировать проблему и прогнозировать возможные результаты.

Социализация – общее обсуждение изучаемой проблемы, защита позиции каждой группы. Актуализация готовности участников к пересмотру своих суждений и изменение образа действия при наличии убедительных аргументов в пользу такого пересмотра. Задача этапа – дать самооценку и провести самокоррекцию. Всё, что сделано индивидуально, в паре, группе, должно быть обнародовано, обсуждено. Все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены. С помощью групповой формы работы учащиеся аргументировали свои мнения по проблемному вопросу: достоин Постников наказания или поощрения, выяснили авторские характеристики действующих лиц, раскрыли смысл фразеологизма «выйти сухим из воды». Работа с текстом, с дополнительным материалом позволили соотнести понятие «Праведник» с образом главного героя рассказа. Данный вид работы решал коммуникативную компетентность.

Афиширование – творческое оформление результатов групповой работы при постижении изучаемой проблемы. Создание синквейна по теме урока. Задача — способность излагать сложные идеи, представления, чувства в нескольких словах. Ознакомление с результатами работы.

Разрыв – внутреннее осознание участником неполноты или несоответствия своего старого знания новому по проблеме. Возникновение информационного запроса. Процесс поиска ответов, сверка нового знания с литературным источником. Учащиеся, работая со справочным материалом, приходят к выводу, что главное слово в названии рассказа «Человек», определяют, что значит быть Человеком.

Рефлексия – осознание собственной и коллективной только что произведённой деятельности. Осознание метода, приведшего к активной познавательной деятельности. Отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. Участники мастерской высказали свои размышления о проблеме, затронутой на уроке. Такая форма работы позволяет сформировать рефлексивное отношение  к собственным способам действий.

Логическим итогом урока стало поэтическое напутствие ребятам (Р. Киплинг, английского писателя).

На уроке я постаралась реализовать следующие принципы организации мастерской:  

  • Равенство всех участников, включая ведущего мастерской: «Все способны строить свои знания самостоятельно в совместном поиске»;
  • Ненасильственное привлечение к процессу деятельности;
  • Создание личностной мотивации;
  • Отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих «стимулов» самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием;
  • Чередование индивидуальной и коллективной работы;
  • Важность самого процесса творческого поиска, а не его результатов;
  • Свобода выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата.

Вышеперечисленные ценности инновационной технологии, феномен которой в подходе к образованию как к процессу открытия себя, своего отношения к себе и другим, собственных средств взаимодействия с людьми, понимания главных условий, помогают в разработке и внедрении новых оригинальных мастерских.

Педмастерская даёт возможность заглянуть внутрь себя, свой внутренний мир и задуматься над добрым и вечным, что мы должны заронить в души юного поколения. Это определённый вклад в копилку приёмов и методов работы с детьми для развития их творческих способностей.


Форма проведения: творческая мастерская с использованием ИКТ.

Методы: проблемно-поисковый, диалогический.

Цели урока:

  1. Привлечь внимание школьников к проблеме нравственного выбора «в борьбе между служебным долгом и состраданием»;
  2. Показать, что мотивы поведения героев обусловлены не только личностными особенностями, но и реалиями жизни, историческим укладом, «духом времени»;
  3. Обучающие цели: продолжить работу по формированию умения анализировать эпический текст путём включения учащихся в исследовательскую работу.
  4. Развивающие цели: создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, находить и определять средства выражения авторской позиции, давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
  5. Воспитательные цели:
    • воспитывать уважение к людям, бескорыстно совершающим добрые
    • поступки, и стремление жизнь посвятить добру;
    • помочь учащимся осознавать ценность совместной деятельности.

Оформление:

  1. Портрет Н.С. Лескова;
  2. Картины, иллюстрации к рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах»;
  3. Карточки с заданиями, дополнительный, справочный материал, листы ватмана, фломастеры для каждой группы;
  4. Средства обучения: мультимедийная система, ПК.

Эпиграф к уроку: Я думаю о тех смертных, которые любят добро, просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него где бы то ни было. Эти прямые и надёжные люди тоже, мне кажется, должны быть вполне довольны святым порывом любви… Н. Лесков (из рассказа “Человек на часах”)

Ход урока

Приложение

1. Организация начала урока

- Мы сегодня с вами, ребята, находимся в мастерской, где все участники будут познавать себя и добывать новые знания.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Тема нашего урока «В сём справедливость от вас нимало не пострадала». Постников – герой–праведник» (Н.С. Лесков «Человек на часах»).

2. Индукция

(Звучит 1 куплет и припев из песни «Ты — Человек».)

- Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слово «Человек»? Напишите о них. (Ребята работают индивидуально).

3. Самоконструкция

(Учащиеся называют: родной человек, друг, помощь, жизнь, семья, радость, счастье).

- Обсудите в группе, дополните свои записи.

- Какие пословицы и поговорки вы знаете на эту тему? Запишите. Работаем в группах. (Не место красит человека, а человек место. Все мы люди, все мы человеки. Людно-то людно, да человека нет. Человек человека стоит. Человек не для себя родится. Милостивому человеку и Бог подаёт).

- Как вы думаете, почему мы наш урок начали с этой песни? Как она связана с темой урока?



4. Социоконструкция

1. Слово учителя: Впервые рассказ Лескова «Человек на часах» был опубликован в журнале «Русская мысль» в 1887 году под заглавием «Спасение погибавшего». Почему автор изменил название? На этот вопрос мы сможем ответить в конце урока, когда разберёмся в прочитанном.

2. Беседа по вопросам:

  1. Какая эпоха описана в рассказе? (Эпоха царствования Николая 1 Палкина, как прозвали его в народе. Страшное время. Жестокие законы. Страх перед вышестоящим начальством, перед царём. Жестокое наказание за малейшую провинность и отступление от закона или воинского Устава.)
  2. В основу рассказа положено реальное “… событие трогательное и ужасное по своему значению для главного героического лица…”. Когда и где происходит действие в рассказе? Какова сюжетная линия этого рассказа? (Солдат Постников нарушил Устав, отлучился ненадолго с караульного поста, чтобы спасти утопающего, вернулся после этого на свой пост, но был наказан за нарушение присяги.)
  3. Это внешняя сторона событий в рассказе. Теперь давайте пристальнее посмотрим на солдата Постникова. Найдите в тексте и прочитайте цитаты, характеризующие душевное состояние героя.
    а) Итак, сформулируйте, пожалуйста, проблему, вставшую перед Постниковым?
    Как поступить: спасти человека и нарушить воинскую присягу или остаться верным воинскому долгу, избегнуть наказания, но тогда погибнет тонущий человек.
    б) Работа с текстом: как Лесков описывает душевную борьбу Постникова (гл. 4), длившуюся полчаса? (Сердце Постникова так и ноет, так и стучит, так и замирает. — … помнит и службу, и присягу.
    Так беспокойно с сердцем делается от этих стонов и воплей. — … знает, что ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки.
    Страшно слышать, как другой человек погибает, и не подать ему помощи. — Отлично понимал, что оставить пост есть вина со стороны часового, за которую последует военный суд).

    Завязка сюжета: герой очень, чувствительный, приходит от криков утопающего в оцепенение; непокорное сердце ноет, стучит, замирает; страшно ведь слышать, как другой человек погибает…
  4. Какое наказание ожидало солдата, покинувшего самовольно пост, нарушевшего присягу? Знал ли об этом Постников? (Да, знал.)
  5. Что же является кульминацией (наивысшей точкой в развитии сюжета)? (гл.4)
  6. Кульминация: «Часовой не выдержал и покинул свой пост».
    в) Как поступил солдат, мы знаем. Лесков пишет: “Человек не выдержал и покинул свой пост”. Тем самым он нарушил воинскую присягу, но спас тонущего человека.
    г) Терзания были бы менее мучительны, если бы он сформулировал проблему иначе. Итак, в чем проблема? (Проблема должна быть сформулирована учащимися самостоятельно и записана учителем на доске).

Как спасти тонущего человека, не покидая поста?

Возможные варианты решения проблемы предлагают учащиеся. (Поскольку речь идет о реальных событиях, волшебные (сказочные) варианты не предлагать!)

  • Привлечь внимание людей стрельбой, криком.
  • Подать установленный сигнал опасности и т.д. (Записать на доску!)

Самый оптимальный вариант. Почему? (Учащиеся выбирают оптимальный вариант, аргументируя его).

5. Социализация

Постановка проблемного вопроса: Достоин Постников наказания или поощрения?

а) Запишите в тетради ваше мнение по этому вопросу.

б) Выявление мнения учащихся. (Зачитывают вслух.)

Работа в группах

в) Объединение в группы с одинаковым мнением: придумать аргументы – 5 мин. Выбрать аналитиков.

г) Обсуждение и заслушивание аргументов. Подведение итогов дискуссии. (Выступление представителя от группы аналитиков).

Результаты работы

Большинство учеников пришли к мнению, что Постникова надо наказать. Постников стоял в карауле у царского дворца. Это очень ответственное дело, т.к. объект стратегический. Крики, доносившиеся с реки, могли быть провокацией. Враги проникли бы таким образом во дворец, и жертв могло бы быть гораздо больше.

Солдат ничего не сделал, чтобы привлечь внимание других людей к тонущему человеку. Ведь не могло не быть связи какой-либо, иначе как бы он предупредил об опасности, если бы что-нибудь случилось. Выстрел из ружья, например, мог бы привлечь внимание начальника караула, а тот организовал бы спасение утопающего.

1) Итак, часовой Постников спас человека. Как вы думаете: прав ли солдат, не сумевший воспротивиться голосу сердца? (Спасая жизнь другому человеку, он губил себя, но по-другому поступить не мог.)

2) А как отнеслось к поступку солдата воинское начальство? (По содержанию текста.)

Разводной унтер-офицер явился с докладом к капитану Миллеру, начальнику караула, весь объятый страхом, со словами “Беда, ваше благородие, беда! Страшное несчастие постигло”.

3) О чем в первую очередь переживало воинское начальство? (Гл. 6 стр. 175, гл.7 стр. 177) (Чтоб никому не вышло ни малейшей неприятности” + сохранить честь мундира и полка.)

4) Почему вокруг поступка Постникова началась такая суета? Чем все озабочены? Кто эти люди?

I Задания группам:

- Перечитайте авторские характеристики. Как вы оцениваете поведение Миллера, Свиньина? – 1 группа. Кокошина, владыки – 2 группа?

Миллер (гуманный капитан) боится оказаться главным виновником, т.к. он непосредственный начальник караульной службы и это его солдат нарушил присягу.

Свиньин (подполковник) боится потерять репутацию строгого и требовательного к дисциплине начальника, и осуждение его в слабости останется несмываемым пятном на его репутации. А он очень хотел оставить свой портрет в галерее исторических лиц России.

Кокошкин (обер-полицмейстер Петербурга, генерал) любит видеть трепет подчинённых перед своей высокопоставленной персоной, любит иногда показать себя благородным и умеющим умно и тактично (как он говорит) решать самые щекотливые вопросы. Ему нравится такое положение и он не хочет, чтобы было по-другому, но и боится, что если он не решит, как поступить, то Свиньин обратится к чиновнику выше рангом или даже к самому великому князю Михаилу Павловичу (брату царя) и тогда всё узнает Николай 1.

5) Благодаря чему инцидент не имел никаких последствий, и о поступке солдата не узнало “высокое” начальство, в том числе государь? Кто воспользовался подвигом Постникова?

(Офицер придворный инвалидной команды присвоил себе спасение погибающего человека.)

6) Его наградили медалью, хотя все знали, что он обманывает. Почему?

7) Как это характеризует офицера, представителя привилегированного класса.

8) Понимает ли Кокошкин, что не офицер инвалидной команды спас утопавшего? (Да).

9) Зачем же он пошёл на хитрость, ложь, передёргивание фактов? (Из страха перед царём Николаем I. И из желания «выйти сухим из воды».)

10) Фразеологизм «выйти сухим из воды» неоднократно используется автором в рассказе. К кому из героев эти слова относятся в прямом смысле, а к кому – в переносном?

11) Кто же испил чашу страдания и понёс наказание? (Наказание Постникова-развязка сюжета. Свиньин всё любил доводить до конца. Постников получил 200 розг).

Каждый считает свой поступок нравственным. Все остались довольны. Но что удивительно, как говорит автор, и Постников остался доволен.

- Чем? Почему? (Прочитать цитату в гл.15)

II Задания группам:

- Познакомьтесь с материалом. Как он соотносится с темой урока?

Работа с дополнительным материалом

Цикл рассказов «Праведники» Лесков задумал и начал осуществлять в 1879 году. Свой замысел и причину его возникновения он объяснил в предисловии к рассказу «Однодум» (1879). После беседы с «одним большим русским писателем» (этим неназванным писателем был А.Ф. Писемский), который мрачно смотрел на русскую действительность, видя в ней «одни гадости», Лесковым «овладело от его слов лютое беспокойство.

«Как, — думал я, — неужто в самом деле ни в моей, ни в его и ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? < ...>

Это не только грустно, это страшно. Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одною дрянью, которая живёт в моей и в твоей душе, мой читатель?».

Мне это было и ужасно, и несносно, и пошёл я искать праведных, пошёл с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трёх праведных, без которых «несть граду стояния»…»

Праведник – тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности (Академический Словарь русского языка); “…во всем по закону Божьему поступающий, безгрешник” (Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля)

Вывод учащихся: В образах праведников Лесков воплотил христианскую концепцию человека. Человек устроен Богом так, что изначально (это дано ему Богом) способен постигать Божественную истину, различать добро и зло, пользу и вред, красоту и безобразие.

6. Афиширование

III Задания группам:

А теперь попробуем обобщить понятие и полученную информацию при помощи синквейна. Это творческая работа, которая состоит из 5 строк (пятистрочная строфа).

Синквейн учит определять своё отношение к рассматриваемой проблеме.

1строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2 строка – 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;

3 строка – 3 глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4 строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5 строка – синоним ключевого слова (существительное).

Способность излагать сложные идеи, представления, чувства в нескольких словах – важное умение.

Пример синквейна:

Праведник
Духовный, человечный.
Сострадает, любит, не судит.
Бескорыстно помогает людям.
Нравственность.

Учащиеся на основе собранной лексики создают Синквейн, записывают его на листе ватмана, вывешивают на доску. Защита синквейна.

7. Разрыв

Право выбора есть у каждого человека. Он его делает в зависимости от своих нравственных принципов.

1) Какова позиция автора в рассказе? Чей поступок автор считает нравственным? (Прочитать цитату в гл.18)

2) Что же такое уметь делать добро? (Это значит – не уметь делать зла. Слышать крики о помощи и не помочь – невыносимо для доброго, нравственного человека).

3) А теперь давайте ответим на вопрос: почему же Лесков изменил первоначальное название рассказа?

Работа со справочным материалом

Известный филолог и писатель В.И. Даль в своём словаре так определяет понятие «человек»:

  1. Высшее из земных созданий, озарённое разумом, свободной волей, речью, совестью, сердцем.
  2. Служитель, прислуга, лакей (Эй, человек, подать трубку!).
  3. Юродивый, пророк, избранник (Божий человек Алексей, святой).

Какой смысл, по-вашему, вкладывает Лесков в понятие «человек»? Почему он изменил смысл рассказа? (Главное слово в этом названии – «человек», не солдат, не караульный, а человек. Даже стоя на часах, солдат Постников оставался человеком!)

8. Рефлексия

- Оцените ваше участие в мастерской?

- Какое открытие в себе сегодня на уроке вы сделали?

9. Завершение урока

- Наш урок мне хочется закончить поэтическим напутствием вам. (Р. Киплинг, английский писатель):

Владей собой среди толпы смятенной.
Тебя клянущей за смятенье всех.
Верь сам в себя наперекор Вселенной
И маловерным отпусти их грех.
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив
Останься тих, когда твоё же слово
Калечит плут, чтоб удавить глупцов.
Когда вся жизнь разрушена, и снова
Ты должен всё воссоздавать с основ.
Умей поставить в радостной надежде
На карту всё, что накопил с трудом,
Всё проиграть, и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том.
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно всё пусто, всё сгорело
И только вера говорит: «Иди!»
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

10. Домашнее задание: написать сочинение на тему «В чём смысл заглавия рассказа Н.С.Лескова «Человек на часах»?».

11. Итог урока

- Что, на ваш взгляд, устарело в рассказе, а что сохранило своё значение?




Следующий: