Урок литературы в 7-м классе Если быть внимательным по рассказам Б. Петрова

Урок по рассказам Бориса Петрова
“Петушина ты, простофиля!”, “Старые добрые
вещи”, “Мы еще потокуем!”

Оборудование:

  1. Выставка книг;
  2. Портрет писателя;
  3. Видеофильм “Глухариный ток”;
  4. Фотографии токующего глухаря;
  5. Карта Красноярского края.

Оформление

– эпиграфы: “…еще раз сам нашел
себе в жизни настоящую радость.”

“Ах, не привыкайте, глаза, к красоте!..”

Класс поделен на три группы.

I. Вступление.

1) В центре нашего внимание на сегодняшнем уроке
красноярский писатель – Борис Михайлович,
житель города Красноярск. Обычно на уроках
знакомства с новым писателем я коротко вам о нем
рассказываю, сообщаю какие-то факты биографии,
чтобы вы могли представить этого человека.
Сегодня мы попробуем пойти другим путем – от
рассказов к писателю. На основании прочитанных
произведениях, рассказать о писателя,
попробовать это сделать самими.

2) Но для начала выясним, что именно мы будем
искать. Скажите, о чем я чаще всего рассказываю,
когда знакомлю вас с новым писателям* (дети
отвечают.) Давайте это скомпонуем.

  • I. Биография (место рождения, родители, семья,
    образование).
  • II. Личность (характер, поступки).
  • III. Мировоззрение – система взглядов на природу
    и общество (отношения к миру людей, к природе,
    жизни и т.д.).

3) Цели определили, что именно будем искать.
Теперь, как искать? Работаем в группах. У каждой
группы свой рассказ, задание. Вы вместе
обсуждаете, коротко записываете, решаете, кто
лучше готов, кто будет отвечать. Ценными
считаются те дополнения, которые будут даны от
другой группы. Это свидетельство того, что вы
внимательно читали все рассказы. На работу
отводится шесть минут.

4) Задание. Первая группа “Старые добрые вещи”
– ищете все факты биографии. Вторая группа “Мы
еще потокуем!..” – отношение к миру, к людям.
Третья группа “Петушина ты, простофиля!” –
отношение к природе (все грани.)

II. Работа в группах

III. Беседа.

1) Рассказ “Старые добрые вещи”. Слушаем ответ
группы (дети должны ответить, что Борис Петров –
охотник, рыбак, у него есть жена и сын. Отец у
писателя был охотником, от него достались сыну
многие вещи. Родился в Туле, жил в среднерусских
местах. В Сибирь приехал взрослым. Мастеровой
человек.) Можно задать дополнительные вопросы.

Почему Петров приехал в Сибирь? Что он нашел в
Сибири? Как он относится к вещам? Почему рассказ
так называется?

Подвести итоги работы группы (самый активный,
самый знающий).

2) Что дети должны увидеть (знает хорошо охоту,
знает, где может гнездится глухарь. Знает хорошо
местность, знает птиц. Умеет слушать лес. Знает
славянскую мифологию. Умеет видеть. Терпеливый.).
Дополнительный вопросы.

Что такое глухариный ток? Что для автора –
вырубка глухариного тока? Почему? О чем это
говорит?

Здесь просмотр видеофрагмента. Подведение
итогов работы группы.

3) Что особенного увидели вы в его отношении к
природе (любит охоту в конце сентября. Особое
отношение к осеннему лесу. Рассаживает растения
и радуется.)?

Дополнительные вопросы

.

Как назвали бы его отношение к природе? Ради
чего он охотится? Чего хочет больше всего?

Подведение итогов.

IV. Вопросы всему классу.

Что можно сказать о названиях рассказов? Каков
язык автора? Из каких рассказов взяты эпиграфы?
Название нашего урока, продолжите: “Если быть
внимательным, то…”

Дети отвечают: “то можно многое увидеть,
почувствовать, понять. А когда поймешь, то
полюбишь, а полюбив, будешь хранить.”

Домашнее задание (несколько – на выбор):

  • Написать сочинение “Интересное поведение
    птиц” (из личных наблюдений)
  • Написать сочинение “Старые добрые вещи” (о
    своих памятных вещах)
  • Сфотографировать разных птиц и принести
    фотографии.

Следующий: