Урок литературы в 6-м коррекционном классе А. С. Пушкин. Лицейские годы. Стихотворение «И. И. Пущину»


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с лицейскими годами
    А.С.Пушкина.
  • Научить видеть за строчками стихов чувства,
    переживания, реальные события .
  • Задачи урока:

  • Формировать систему читательских умений.
  • Обучать выразительному чтению.

  • Ход урока.

    1. Слово учителя. Презентация. (Слайд №1)

    Эпиграф к уроку:

    Смуглый отрок бродил по аллеям,
    У озерных грустил берегов,
    И столетие мы
    Еле слышный шелест шагов.

    (А.Ахматова, 1911)

    - С ранних лет мы знакомы с творчеством
    А.С.Пушкина. Каждый год на уроках литературы мы
    открываем новую страничку жизни это
    замечательного поэта, больше читаем, узнаем о его
    творчестве, его окружении, его времени.

    - Прочитайте эпиграф к уроку. Как понимаете эти
    строки? О каком периоде жизни А.С.Пушкина мы
    сегодня поговорим?

    - Сегодня мы с вами познакомимся с лицейскими
    годами А.С.Пушкина, с его друзьями и прочитаем
    стихотворение, посвященное одному из них.


    2. Рассказ о лицейских годах А.С.Пушкина. Анализ
    статьи учебника.

    (Слайд № 2)

    Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая
    по старому стилю) 1799 году в Москве. Отец его,
    Сергей Львович (1771 -1848), происходил из помещичьей,
    когда-то богатой семьи. От имений предков (в
    Нижегородской губернии) до него дошло немного; но
    и дошедшее он проматывал, совершенно не
    интересуясь хозяйственными делами; служил он в
    Московском комиссариате, но службой не был
    озабочен. Среди его знакомых было много
    писателей, а брат его Василий Львович приобрел
    известность как поэт.

    (Слайд №3)

    В доме Пушкина интересовались литературой, а
    сам Сергей Львович был поклонником французских
    классиков и сам пописывал французские и русские
    стихи, которые, впрочем, были известны только
    знакомым и родственникам. Мать Пушкина, Надежда
    Осиповна, урожденная Ганнибал, происходила от
    Ганнибала, петровского «арапа»,
    изображенного в романе Пушкина.

    Воспитание Пушкина было безалаберным.
    Сменявшиеся французы-гувернеры, случайные
    учителя не могли иметь глубокого влияния на
    ребенка, в значительной степени
    предоставленного самому себе. Детство Пушкин
    провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово,
    в подмосковное имение бабушки.

    Кроме Александра у Пушкиных были дети –
    старшая дочь Ольга и младший сын Лев. Родители не
    уделяли много внимания детям, да, по-видимому,
    Александр не был любимым ребенком в семье.

    (Слайд № 4)

    Его брат писал впоследствии о детских
    годах Александра:

    «До одиннадцатилетнего возраста он
    воспитывался в родительском доме.

    Страсть к поэзии появилась в нем с первыми
    понятиями: на восьмом году возраста, умея уже
    читать и писать, он сочинял на французском языке
    маленькие комедии и эпиграммы на своих
    учителей. Вообще воспитание его мало
    заключало в себе русского. Он слышал один
    французский язык; Гувернер был француз, впрочем
    человек неглупый и образованный; библиотека
    его отца состояла из одних французских
    сочинений. Ребенок проводил бессонные ночи и
    тайком в кабинете отца пожирал книги одну за
    другою».

    (Слайд № 5)

    Пушкина привезли в Царское Село летом 1811 года, в
    скоре после того, как было объявлено о
    предстоящем открытии лицея. Привез его дядя,
    Василий Львович Пушкин, известный в свое время
    поэт, оказавший на юного Пушкина некоторое
    литературной влияние. В Петербурге юный Пушкин
    поселился в доме дяди. Здесь он и жил все то время,
    пока готовился к экзаменам в лицей. Лицей был
    задуман Александром I как закрытое
    привилегированное учебное заведение для
    подготовки образованных и преданных слуг
    государства. Задуманному им учебному заведению
    Александром I придавал столь важное значение, что
    собирался в начале поместить туда и великих
    князей. Позднее он от этой мысли отказался, но
    своего интереса к лицею не потерял.

    - Прочитайте о Лицее (по учебнику). Откуда он
    получил такое название? Какие задачи ставил
    русский государь перед этим учебным заведением?

    (Слайд № 6)

    Лицей был закрытым учебным заведением, в него
    было принято всего 30 учеников. Это были дети
    средних малообеспеченных дворян, обладавших
    служебными связями.

    Программа обучения в лицее предусматривала
    изучение самых разнообразных наук. Среди
    приглашенных преподавать лицеистам были также
    лучшие по тому времени учителя, как А.П. Куницын,
    А.И. Галич и другие.

    – Найдите в статье учебника, чем интересно было
    открытие Лицея.

    (Слайд № 7)

    На празднование торжественного акта по случаю
    открытия лицея присутствовала царская семья.
    Однако самым памятным для Пушкина событием
    торжественного дня 19 октября 1811 года была
    вступительная речь Куницына.

    В своем последнем стихотворении, посвященном
    дате 19 октября, “была пора….” (1836 году), Пушкин
    скажет о речи Куницына – скажет, потому что
    всегда о ней помнил:

    Вы помните когда возник Лицей,
    И царь для нас открыл чертог царицын,

    И мы пришли. И встретил нас Куницын
    Приветствием мех царственных гостей…..



    (Слайд № 8)

    В лицее Пушкин плотно занимался поэзией,
    особенно французской, за что он и получил
    прозвище «француз». Среди лицеистов
    проводились пассивные соревнования, где Пушкин
    долгое время одерживал первенство. Из русских
    поэтов Пушкина привлекал Батюшков и вся группа
    писателей, объединившиеся вокруг Карамзина. С
    этой группой Пушкин был связан через семейные
    отношения, в частности, через дядю, который был
    вхож в нее.

    - Прочитайте, каковы были внутренние покои в
    Лицее, одежда лицеистов, режим в Лицее.

    - Расскажите о лицейских профессорах.

    (Слайд № 9)

    Для Пушкина лицей был не только источником
    дорогих воспоминаний, но и многого существенно
    важного и решающего в его последующем духовном
    развитии. В лицее были хорошие преподаватели,
    там читались ученикам основы наук, но еще более,
    чем преподаватели и излагаемые ими научные
    сведения, служил образованию их тесный дружеский
    круг. Его значение для Пушкина было
    неизмеримо велико. Пушкин недаром после
    окончания лицея отмечал каждую лицейскую
    годовщину посвященной этой дате стихами.

    И это были стихи о дружбе. Лицей, лицейское
    содружество были тем самым, что заменяло ему в
    юности столь необходимое для человеческой души
    ощущения дома.

    Лицей, лицейское содружество, воспоминания о
    лицее были тем положительным основанием, на
    котором, при всех ошибках и неудачах, не только в
    радостях, но и в невзгодах, всегда строилась
    внутренняя судьба личности Пушкина.

    Это то, на что Пушкин оглядывался при всех
    поворотах своей жизни, с чем соизмерял все с ним
    происходящее.

    - Какие стихи пишет А.С.Пушкин в стенах Лицея?
    Прочитайте.

    (Слайд № 10)

    В лицее, в атмосфере лицея, все хорошо
    воспитывало. Дружеские беседы изощряли ум и
    приучали к умственной и духовной открытости (к
    той открытости, без которой не может быть
    истинного поэта); прогулки по садам лицея
    заставляли вспоминать и приобщаться мыслью к
    прошлому человечества и к его культуре (что нашло
    потом сильное отражение в поэзии Пушкина). Лицей
    заложил культурные и человеческие основы
    пушкинской поэзии в значительной степени, нежели
    это могли сделать домашнее чтение в детстве и те
    уроки, которые давались Пушкину его
    многочисленными домашними хорошими и плохими
    учителями. В лицее были возможности
    свободного и естественно- непринужденного
    приобщения к культуре и – что не менее важно –
    приобщение всем дружеским кругом, вместе.

    (Слайд № 11)

    Среди лицейских друзей Пушкина особенно
    близкими и дорогими – на всю жизнь дорогими –
    стали Дельвиг, Пущин, Кухельбекер,. Двое из них
    были поэтами. Все лицейский друзья Пушкина – и он
    сам прежде всего – были более всего увлечены
    делами литературными. Лицейское братство
    было не только человеческим, но и поэтическим
    братством. Это не могло не иметь влияния на
    Пушкина. В лицее, как вспоминал позднее Пущин,
    Пушкин “постоянно и деятельно участвовал во
    всех литературных журналах, импровизировал так
    называемые народные песни, точил на всех
    эпиграммы и пр.”

    (Слайд № 12)



    Лицейское поэтическое братство вырастало и
    воспитывалось. Лицеисты по существу почти не
    знали притеснений, дружеские отношения
    связывали их не только между собой, но и с
    некоторыми профессорами. С годами они получили
    возможность общаться и с теми, кто находился в
    Царском Селе, но за пределами лицея.

    - Случаи из жизни лицеистов. (сообщения
    учеников) (Приложение № 1)

    (Слайд № 13)

    Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года.
    9 июня состоялись выпускные экзамены, на которых
    Пушкин читал заказанное стихотворение
    «Безверие». Арзамасец Ф. Вигель писал в своих
    воспоминаниях: «На выпуск молодого Пушкина
    смотрели члены «Арзамаса» как на счастливое
    для них происшествие, как на торжество. Сами
    родители его не могли принимать в нем более
    нежного участия; особенно Жуковский, восприемник
    его в «Арзамасе», казался счастлив, как будто
    бы сам бог послал ему милое чадо. Чадо показалось
    довольно шаловливо и необузданно, и мне даже
    больно было смотреть, как все старшие братья на
    перерыв баловали маленького брата. Спросят: был
    ли он тогда либералом? Да как же не быть
    восемнадцатилетнему мальчику, который только
    что вырвался на волю, с пылким поэтическим
    воображением, кипучею африканскою кровью в
    жилах, и в такую эпоху, когда свободомыслие было в
    самом разгаре».

    - Как относились лицеисты к лицейским
    годовщинам?



    3. Рассказ о истории создания стихотворения
    “И.И.Пущину”.

    – Пушкинские обращения к друзьям… Сколько в
    них свежести, новизны, оригинальности! Какой
    задушевностью веет от них, каким человеческим
    теплом они согреты. Поистине нужно было именно
    по-пушкински обладать даром такой “всемирной
    отзывчивости”, чтобы найти теплые, светлые слова
    для всех и для каждого, к кому он обращался.

    -



    Встретились и подружились некогда в
    царскосельском лицее два мальчика: Саша Пушкин и
    Ваня Пущин. Казалось, они были очень разными.
    Пушкин — порывист и вспыльчив, Пущин —
    уравновешен, упорен, рассудителен.

    - Сообщение ученика. (Приложение № 2)
    (слайды 14-15)



    4. Выразительное чтение и анализ стихотворения
    “ И.И.Пущину”.

    - Стихотворение “И.И.Пущину” написано в жанре
    послания. Докажите.

    - Прочитайте еще раз первую строку. С какой
    интонацией мы ее должны прочитать? Почему?

    - Каким чувством проникнуты строки, в которых
    поэт вспоминает свидание в Михайловском?

    - Объясните выражение “… я судьбу благословил,
    когда мой двор… твой колокольчик огласил”?

    - С чем сравнивает А.С.Пушкин детскую дружбу с
    Пущиным? Почему?

    - Используя какие приемы, Пушкин сближает
    печаль ссыльного поэта и радость встречи с
    другом?


    5. Итог урока. Домашнее задание.

    - Что больше всего поразило вас на уроке?

    - Выучить стихотворение “И.И.Пущину” наизусть.

    Литература.

    Беляева Н.В. Дороги, ведущие к Пушкину.
    Материалы для уроков по изучению лирики
    А.С.Пушкина // Культура. Филология. Методика: Сб.
    трудов в честь 60-летия проф. Г.С.Меркина. –
    Смоленск: СГПУ, 2000. –

    Вересаев В.В. В двух планах: Статьи о Пушкине. –
    М.: Захаров, 2000.

    Карпушин С.В., Ковалева Е.С., Терентьева А.В.
    А.С.Пушкин: начало всех начал: Жизнь, творчество,
    эпоха. – Смоленск: Русич, 1999. –

    Коровин В.И. А.С.Пушкин в жизни и творчестве:
    Учебн. пособие для школ, гимназий, лицеев и
    колледжей. – М.: Русское слово, 2000.

    И. И. Пущин. Записки о Пушкине.

    Приложение 3 (Презентация)




    Следующий: