Урок литературы в 6-м классе. Урок-игра по теме Древнерусская литература. Летописи

Цели:

  1. Совершенствовать умения систематизировать,
    обобщать и делать выводы.
  2. Развивать умение логически мыслить, чётко и
    кратко формулировать основную мысль.
  3. Воспитывать любовь к предмету, коллективизм в
    работе группами, прививать умение выслушивать
    мнения других и принимать верное решение.

Оборудование урока:

  • иллюстрации учеников,
  • клей, ножницы,
  • заготовленные материалы из книг,
  • фломастеры.

ХОД УРОКА

На дом ребята получали следующие задания:

  • нарисовать иллюстрации к летописи “Сказание о
    Кожемяке”.
  • написать свою летопись, используя особенности
    летописного языка (1 вариант); написать
    сочинение-миниатюру “Горе в земле
    Белгородской” (2 вариант)

Ребята разделены на три группы. Учитель
сообщает цели сегодняшнего урока: обобщить
знания о летописях, проверить умение быстро,
чётко и правильно давать ответы,
совершенствовать умение пересказывать и
выполнять творческое задание.

От каждой группы выбирается по одному человек
для работы в творческой группе по созданию
коллажа (или иллюстраций) к летописи “Сказание о
Кожемяке”. Используются иллюстрации,
приготовленные детьми дома к этому уроку.

Остальная часть класса в группах работает по
плану, записанному на доске.

ПЛАН РАБОТЫ

  1. Собери пословицу и приведи примеры из изученных
    летописей.
  2. Творческая мастерская. Проба пера. “Моя
    летопись” (проверка домашнего задания).
  3. Наш коллаж. Отчёт творческой группы.
  4. Сочинение-миниатюра “Горе в земле
    Белгородской” (проверка домашнего задания).
  5. Проверим свои знания. Кроссворд.
  6. Подведение итогов. Оценка работы группы в целом
    и каждого её члена в отдельности.

I ЭТАП. Каждая группа получает конверт с
разрезанными на слоги тремя пословицами. Задача
группы – собрать пословицы и привести примеры из
изученных летописей, раскрывающих смысл
пословицы.

КОНВЕРТ 1.

1. Разум силу победит. (“Сказание о белгородском
киселе”)

2. Славу свою добывай в бою. (“Сказание о
Кожемяке”)

Каждому свой край сладок (Обе летописи)

КОНВЕРТ 2.

1. Голова научит, руки сделают (“Сказание о
белгородском киселе”)

2. Мал коротыш, да крепыш. (“Сказание о
Кожемяке”)

3. Любовь к Родине сильнее смерти (“Сказание о
Кожемяке”)

КОНВЕРТ 3.

1. Мудрость и города берёт (“Сказание о
белгородском киселе”)

2. Кто за Родину дерётся, тому сила двойная
даётся (“Сказание о Кожемяке”)

3. Враг хотел пировать, а пришлось горевать (обе
пословицы)

II ЭТАП. Чтение написанной дома летописи, её
анализ с точки зрения содержания и языка.
Выбирается экспертную комиссия из учеников,
дающих заключительную оценку работе с учётом
высказываний учеников.

III ЭТАП. Отчёт творческой группы. Объяснение
композиции, цветового оформления коллажа. Оценка
работы ребятами из других групп. Заключительная
оценка комиссии.

IV ЭТАП. Чтение и обсуждение домашнего
сочинения-миниатюры “Горе в земле
Белгородской”. Учитывается авторское видение,
стиль изложения, соответствие историческому
времени. Коллективное обсуждение и
окончательное заключение комиссии.

V ЭТАП. Заполни кроссворд. Работа считается
выполненной, когда кроссворд заполнен всеми
членами группы. (Кроссворд раздается на каждого
ученика, но работа выполняется коллективно).

КРОССВОРД “ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ”.


1 П 2 К
1 К О Ж Е М 6 Я К А Е
Ч Р Л 3 Н
2 Л Е Т О П И С Ь Е
Н С Я С
3 В Е Ч Е Л 4 Г 5 Л Т
Г А Л А О
И 4 В Л А Д И М И Р
Ш П
5 К А Д К А
Т Д
А А
Й

По вертикали:



1. Враги, с которыми сражались
воины Владимира. 2. Место, где писались летописи.
3. Первый летописец, создатель “повести
временных лет”. 4. Человек, который доносит
народу царский указ. 5. Источник света, при
котором писали книги в монастырях. 6. Киевский
князь, прозванный Мудрым.

По горизонтали:

1. Воин, одолевший печенегов. 2.
Книга сказаний по годам. 3. Народное собрание для
решения важных вопросов. 4. Киевский князь,
который ввёл христианство на Руси. 5. Посуда, куда
наливали кисель в “Сказании и белгородском
киселе”.

ИТОГ УРОКА. Рефлексия. Ученики по желанию
высказываются о сегодняшнем уроке, о своей
работе в группе (что было хорошо, что не
понравилось), высказывают пожелания. Затем
заключительное слово учителя.




Следующий: