Урок литературы в 6-м классе. Тематическая близость баллад разных народов


Цель урока:

  • Закрепить знания учащихся о балладе как о лироэпическом произведении, об основных балладных сюжетах, их особенностях.
  • Дать понятие основных мотивов народной баллады о любви, раскрыть тематическую близость баллад разных народов.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Ребята, на прошлом уроке литературы мы с вами начали путешествие еще по одной стране мира литературы.

- Как называется эта страна? (Страна лироэпических произведений.)

- В каких странах мы уже побывали? (В стране Мифов, стране Лирики.)

- Кто живет в стране Лироэпических произведений? (Баллады.)

- Что такое баллада? (Небольшое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера. Они часто рассказывают о битвах и гибели героев, об их смелых схватках с врагами, о мире человеческих чувств.)

- Что вы узнали об истории баллады из материала учебника? (Они возникли в суровые времена Средневековья.)

- Что было источником балладных сюжетов? (Легенды, сказания, рыцарские романы, христианские легенды, античные мифы.)

- А что, ребята, являлось основой сюжетов, их особенностью? (Особенностью сюжетов баллад является таинственность.)

- Да, ребята сюжеты баллад построены на раскрытии, узнавании некой тайны, которая держит читателя в напряжении, заставляет его волноваться, переживать за героев.

II. Знакомясь с содержанием баллад, вы обращали внимание на их композиционное построение.

- Каков основной композиционный прием баллады? (Диалог. Он вообще становится неотъемлемой частью баллады, заставляет развивать сюжет.)

Учитель: Действительно, ребята, именно сюжетность выделяет балладу из числа других лирических жанров и начинает ее сближать с эпосом.

Именно в этом смысле и принято говорить о балладе как о лироэпическом жанре поэзии.

- О чем нам говорит слово «лироэпический»? (Эти произведения включают в себя черты лирики и эпоса.)

- Какие черты эпоса у баллад? (Имеются сюжет, герои.)

- Какие черты лирики? (Выражает мысли и чувства автора по отношению к рассказанному.)

III. Назовите основные балладные сюжеты. (Легендарные, исторические, сказочные, бытовые.)

- С содержанием каких баллад мы с вами познакомились? («Ворон к ворону летит…» — исторический сюжет, «Лорд Рэндэл» — в основе сюжета легенда, сказание.)

- Что вы можете сказать о сюжетах этих баллад? (Сюжеты различны, но основа у них общая – таинственность, тайна человеческого бытия.)

IV. Ребята! Все сказания, легенды, сказки основываются на раскрытии мира человеческих чувств.

- На чем основывается мир человеческих чувств? (Любовь и верность, честность и преданность.)

Наверное, поэтому и не утратили интерес баллады с любовным, бытовым сюжетом.

Проверка домашнего задания.

1. Чтение по ролям баллады «Прекрасная Маргарет и милый Вильям».

- Каков сюжет баллады? (Любовный.)

- Каковы основные мотивы баллады? (О преданности Маргарет, о верности и честности Вильяма.)

- В чем проявилась преданность Маргарет?

- В чем проявилась верность и честность Вильяма?

- Где зародилась эта баллада? (В Англии.)

2. Чтение и анализ баллады «Василий и Софья».

- Где зародилась эта баллада? (Эта баллада зародилась на Руси.)

- Что общего между этими двумя балладами? (Они близки по теме, у них любовный, бытовой сюжет.)

Содержание этих двух баллад говорит о тематической близости баллад разных народов.



Тематическую близость сюжетов называли еще «бродячими сюжетами».

- В каких литературных произведениях нам очень часто встречаются «бродячие сюжеты»? (В мифах, былинах, сказках.)

V. Итог урока.

Сегодня на уроке мы узнали, что кроме баллад, основанных на исторических событиях, на легендах, сказаниях есть баллады с любовными сюжетами, с семейно – бытовыми сюжетами.

- Основные их мотивы: верность, преданность, честность.

- Между балладами разных народов существует тематическая близость.



VI. Домашнее задание.

Урок подошел к концу, но наше путешествие в мир литературы не окончено. Я приглашаю вас на удивительное состязание в средневековую Англию, в город Ноттингем, о котором вам расскажут страницы учебника 91-94.

А совершив путешествие, прочитайте балладу о Робин Гуде (стр. 95).



Подготовьте ответ на вопросы (стр. 99).




Следующий: