Урок литературы в 6-м классе. Тема: Поэтический символ России

Класс: 6
Тип урока: Усвоение нового материала
Тема урока: «Поэтический символ России»
Задачи урока: Образовательные:

- совершенствование
умений сравнительного анализа поэтических
текстов;

- совершенствование умений выявлять
взаимообусловленность элементов формы и
содержания литературного произведения.

Развивающие:

- развитие культуры читательского восприятия

художественного текста, понимания авторской
позиции;

- развитие образного и аналитического
мышления;

- развитие общеучебных умений и навыков, в том
числе учебно-интеллектуальных,
учебно-коммуникативных.

Воспитательные:

- воспитание гражданственности и патриотизма;

- формирование гуманистического
мировоззрения;

- формирование познавательной активности
учащихся.

Оборудование урока: - мультимедийный проектор;

-
компьютер;

- раздаточный материал (стихи Фета и Есенина).

I. Организация начала урока.

Мотивация учебной деятельности и сообщение
цели урока.

Презентация 1.

- Здравствуйте, ребята. Наш сегодняшний урок
посвящен поэтическому символу России. [1 слайд]

- Скажите, какие ассоциации рождаются у вас,
когда вы слышите слово «береза»?

- Береза стала поэтическим символом России,
образом родины. [2 слайд]

II. Этап подготовки учащихся к активному
сознательному усвоению знаний.

- Мы сегодня прочитаем два стихотворения о
березе. [3,4 слайд]

- Поэта А.А.Фета, жившего в 19 веке, и С.А.Есенина,
жившего в 20 веке.

Выразительное чтение учителем стихотворения.

- Если вы задумаетесь над словами Н.В.Гоголя:
«Родник поэзии есть красота», то сразу сможете
сказать, что делает возможным сравнение этих
стихотворений. [5 слайд]

III. Этап усвоения новых знаний.

- Красота природы — вот источник их
вдохновения.

- Каким настроением проникнуто каждое
стихотворение?

- Какие слова помогают нам уловить и понять
его?

- У Фета — это настроение грусти и радости
(смена настроения).

  • печальная береза,
  • траурный наряд,
  • жаль,
  • радостен для взгляда.

- У Есенина — это спокойствие и умиротворение,
завороженность зимним пейзажем

  • сонная тишина,
  • лениво обходя кругом.

- С помощью каких изобразительных средств
поэты передают свое настроение? В этой работе вам
поможет словарь тропов. [6 слайд]

- Найдите эпитеты в стихотворениях поэтов.

Фет Есенин
печальная береза на пушистых ветках
в сонной тишине
- Найдите олицетворения.
Фет Есенин
разубрана прихотью мороза береза принакрылась снегом
- Найдите сравнения.
Фет Есенин
ветви, как гроздья винограда принакрылась снегом,
точно серебром
- Найдите метафоры в стихах.
Фет Есенин
траурный наряд кисти веток распустились
бахромой
игра денницы горят снежинки… в золотом огне

Для создания определенного настроения оба
поэта используют все многообразие
изобразительно-выразительных средств:
сравнение, метафору, эпитеты, олицетворение.

- Совпадает ли цветовая гамма стихотворений?

- В стихотворении Фета какое прилагательное
напоминает о цвете?

траурный наряд

- Почему тогда радостен для взгляда?

саван — покров из белой ткани для умерших
(снежный саван)

- У Есенина?

белая береза,

точно серебром,

белая бахрома,

золотой огонь.

- Как вы думаете, когда снег похож на серебро, а
когда на золото?

В разное время дня при разном освещении.

Вывод.

В стихотворении Фета пейзаж статичен,
неизменен, меняется лишь настроение лирического
героя, а в стихотворении Есенина пейзаж меняется
в течение дня. Цветовая гамма разнообразнее в
стихотворении Есенина, настроение лирического
героя не претерпевает никаких изменений,
меняется пейзаж. [7 слайд]

Какие образы картины, на первый взгляд, кажутся
одинаковыми в стихотворениях.

береза,

ветви (ветки),

денница (заря).

- Но так ли это?

- Какой предстает береза в первой строфе
стихотворений Фета и Есенина?

Фет

Береза разубрана прихотью мороза.

Березу разукрасил мороз.

Есенин

Береза принакрылась снегом.

Береза сама принарядилась, словно женщина.

- Общий образ стихотворений и Фета, и Есенина -
ветви, они напоминают у Фета кисти винограда, у
Есенина — как кисти бахромы. [8 слайд]

- Но обратите внимания на глаголы, которыми
сопровождаются эти сравнения.

- У Фета — висят под тяжестью снега (связано с
«разубрана»), т.е. пышно наряжена.

- У Есенина — распустились как цветы (связано с
«принакрылась»), в значении «слегка
украсилась».

- При всем сходстве образной системы двух
стихотворений каждый поэт оказывается очень
индивидуален в ее воплощении.

- В каком стихотворении лирический герой более
активен, его присутствие более заметно.

Фет Есенин
у моего окна под моим окном
радостен для взгляда
я люблю замечать
жаль

- В стихотворениях Фета более важным для поэта
становиться взаимоотношения человека и природы,
а в стихотворениях Есенина — наслаждение от
красоты виденного поэтом мира.

- Как звучат оба стихотворения?

- Задание по вариантам. Подсчитайте количество
согласных и гласных звуков в первой строфе
стихотворения Фета (1 вариант) и у Есенина (2
вариант).

- Подведем итоги. [9 слайд]

Фет Есенин
25 гласных звуков 22 гласных звука
27 согласных звуков 32 согласных звука

- Стихотворения двух поэтов звучат очень
мелодично, напевно. Количество согласных и
гласных звуков почти совпадает.

- Издавна поэты пытались уловить связь между
звучанием слова и его смыслом.

- Какой гласный звук преобладает в
стихотворениях?

Звук [а]

- Гласный звук [а] считается большим хорошим
звуком, может быть поэтому он преобладает в обоих
стихотворениях.

- Гласный звук [о] — звук восторга, а звуки [у],
[и] придают настроение легкой грусти. [10 слайд]

IV. Этап анализа итогов работы,
формулирования выводов по изученному материалу.

- Мы можем сказать, что и звучание двух
стихотворений полностью совпадает с их
настроением. Оба поэта умело используют фонику
стихотворений для создания образных картин.

- Мы может подвести итог нашей работе с двумя
стихотворениями больших русских поэтов:
несмотря на общность темы стихотворений и
образных картин, использованные сходные
изобразительно-выразительные средства,
совпадения в фонике стихотворений, мы
почувствовали и уловили особенность,
индивидуальность и неповторимость каждого из
них. [11 слайд]

Презентация 2

Следующий: