Урок литературы в 6-м классе. Тема: Народно-поэтический образ рябины

Цель: показать значение дерева рябины в жизни и поэтике русского народа.

Задачи:

  • развивать умение работать с различными источниками информации;
  • развивать навык самостоятельной работы;
  • учить работать в группе, обосновывать мнение, принимать критику;
  • развивать речь;
  • показать красоту русской природы и русского языка;
  • воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Оборудование: ватман, краски; выставка фотографий и иллюстраций с изображением рябины; ветки и грозди рябины; диск с записями песен о рябине; подборка текстов, книг, энциклопедия.

Участники: учитель, ученики 6 кл., родители

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Стадия вызова:
  1. Составление кластера «Что мы знаем о рябине».
  2. Презентация кластера.
  • Стадия осмысления: индивидуальная работа с источниками информации. Дополнения.
  • Стадия рефлексии. Дети делятся новой информацией, выражают своё отношение к теме.
    - Какие вопросы остались неосвещенными?
    1. Почему рябину так назвали?
    2. В каких еще художественных произведениях показана рябина?
    3. Почему рябина – символ России?

    Примечание: заранее дети выбрали из предложенного учителем или нашли самостоятельно в библиотеке или Интернете стихи, песни, сказки, рассказы, в которых показан образ рябины; выучили наизусть, подготовили выразительное чтение, чтение по ролям или инсценирование.

    1. Стадия поиска ответов на вопросы 1 и 3 ( работают двумя группами), представители групп делятся добытой информацией.
    2. Обобщающая беседа в форме литературно-музыкальной композиции «Угощаю рябиной» (см. приложение № 1).
    3. Учитель предлагает попробовать угощение – рябину в сиропе.
    4. Учащиеся оставляют отзывы об уроке в тетради « Я скажу так…».
    5. Домашнее задание: разучить песни о рябине, чтобы на следующем уроке-экскурсии спеть их.

    Самоанализ.

    Шестиклассники – очень активные, любознательные, мобильные дети. Опыт работы в группах и коллективе, опыт поиска информации у них есть (я применяю технологию РКМЧП и проектно-исследовательскую деятельность несколько лет). Такие виды работы они воспринимают положительно и с интересом. Умственные способности детей этого класса неравные, но хорошо то, лидеры дифференцировали участие каждого, хотя и выражали недовольство нерасторопностью одноклассников. Дети этого класса артистичны, с богатым воображением, поэтому предложили инсценировать сказку о рябинке и с удовольствием пели вместе с родительницами, приглашенными на урок. Катя Ч., проникнувшись темой, сочинила стихотворение «Одинокая рябина». Цель урока была достигнута.

    Список литературы:

    1. Землянский А.Ф.. Одушевление.- М., Молодая гвардия, 1977.
    2. Тайц Я.. Рябинка.- Русский язык за рубежом, № 2, 1986, стр. 10-12.
    3. Брагина А.А.. Ягода-рябина.- Русский язык за рубежом, № 2, 1986, стр. 5 – 9.
    4. (автор неизвестен). Песни и стихи о рябине. – Русский язык за рубежом, № 2, 1986, стр. 15-16.
    5. Подборка стихов советских поэтов о рябине.
    6. Подборка рецептов приготовления рябины.
    7. Ситников А.. Школьный этимологический словарь русского языка.- Ростов-на-Дону, « Феникс», 2005.
    8. Лапатухин М.С. и др.. Школьный толковый словарь русского языка.- М, Просвещение, 1981.
    9. Энциклопедия для детей. Биология, т 2, гл. ред. М. Аксенова.- М, Аванта, 2004.
    • Приложение 1
    • Приложение 2
    • Приложение 3
    • Приложение 4
    • Приложение 5

    Следующий: