Урок литературы в 6-м классе. Тема: Что выше и сильнее родительской любви?


Цель урока: создать условия для
осознания величия образа Тараса Бульбы через
выявление силы его отцовской любви и ненависти и
для понимания того, что в его образе отражён
общечеловеческий характер — через сравнительный
анализ героев других произведений.

Задачи урока:

  • Учебная: через обращение к ранее изученным
    произведениям способствовать актуализации и
    рассмотрению знакомых произведений в новом
    ракурсе (сравнительно-сопоставительном);
    активизации познавательной деятельности
    учащихся; выявлению значения образа.
  • Развивающая: способствовать развитию
    умения оценивать явления художественного
    произведения с литературоведческой,
    мировоззренческой и нравственной позиции (урок
    позволит развить надпредметные умения: ставить и
    решать проблемы, проводить аналогии, делать
    выводы на основе сравнений и сопоставлений
    нескольких художественных произведений, видеть
    в частном общее).
  • Воспитательная: способствовать
    формированию личностной патриотической позиции
    через эмоциональную оценку поступков героев и
    отклик на позицию автора.

Подготовка к уроку:

Учащимся было дано опережающеедомашнее
задание перечитать изученные ранее
произведения:

5-й класс — Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»;
6-й класс — Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»;
М.Ю.Лермонтов «Беглец»;
7 класс — П.Мерите «Маттео Фалъконе».

Тип урока: урок постановки и решения
учебной задачи.

Методы: метод проблемного изложения,
частично-поисковый, исследовательский метод.

Формы работы: групповая (содействует
развитию коммуникативной компетенции —
опережающее домашнее задание выполняется 4
группами, состав которых подобран по комплексу
психолого- педагогических особенностей
учащихся), индивидуальная, фронтальная.

Виды деятельности учащихся: чтение
художественных текстов, выборка материала в
таблицу, анализ эпизодов, сравнительный анализ
нескольких произведений, обмен впечатлениями,
участие в диалоге, монологическое выступление.

Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированного
обучения; диалогового обучения.

Оборудование урока: портрет Н.В.
Гоголя, 3 иллюстрации к повести «Тарас Бульба»,
проектор, экран, на доске эпиграф урока (слова
Тараса Бульбы из повести): «Боже, благослови!
Будьте здоровы, сынки: и ты, Остап, и ты, Андрий!»

ХОД УРОКА

Эмоциональное вступление: звучит отрывок
из песни «Родительский дом».

Вопросы учителя:



– Как проявляется родительская любовь по
отношению к вам?
– Как они встречают вас после вашего длительного
отсутствия?
– Как вы думаете, что они вам желают?

– Конечно, они любят вас, желают только
благополучия! Подобно главному герою повести Н.
В. Гоголя Тарасу Бульбе, который по случаю
приезда своих сыновей из бурсы созывает гостей и
говорит сыновьям такие слова.



Учитель обращает внимание на эпиграф
урока (слова Тараса Бульбы из текста повести):
«Боже, благослови! Будьте здоровы, сынки: и ты,
Остап, и ты, Андрий!»

– Тарас Бульба просит божьего благословления
для обоих сыновей одинаково, никого из них не
выделяя. Но, как вы знаете, по воле отца они
отбудут в Сечь, где каждый из сыновей найдет свою
смерть: Остап будет казнён поляками, а Тарас
Бульба, рискуя жизнью, проберётся во вражеский
стан, чтобы хоть на расстояний, но быть рядом с
сыном; Андрий же будет наказан (убит) отцом,
Тарасом Бульбой.

Постановка учебной задачи через создание
проблемной ситуации

– Итак, Бульба желал блага и здоровья обоим, но
один убит врагами, а второго убил сам. В Сечи они
оказались по воле отца, значит, в смерти обоих
повинен он. Любил ли он сыновей? Что было мерилом
его любви? Может, для Тараса Бульбы было что-то
более важное, чем любовь к своим детям?

1-я учебная задача: анализ 1 главы
(сцены встречи отца и сыновей, их диалога, слов
Тараса Бульбы — любит ли отец сыновей и что им
внушает?)

Вопросы-задания к группам и ожидаемые от
них ответы:

1. Как встречает Тарас Бульба сыновей?
Разве отец не рад встрече?
1. Грубовато, насмешливо. Рад, но не
показывает своих чувств.
2. С кем из сыновей поздоровался и
поцеловался Тарас Бульба? Почему?
2. Только с Остапом, потому что он с
первых минут показал характер, не потерпел над
собой насмешки и поборолся с отцом, который о нём
отзывается: «Да он славно бьётся! Ей-богу, хорошо!
Добрый будет козак! Ну, здорово, сынку!
Почеломкаемся!»
С Андрием отец не поцеловался, только сказал: «А
ты, бейбас, что стоишь и руки опустил?.. Э, да ты
мазунчик, как я вижу»
3. Найдите из текста доказательство
того, что Тарас любуется и гордится сыновьям
3. В 1 главе 17 фраз (прямой речи) Тараса
Бульбы. В них 12 раз употребляются слова «сын,
сынку, сынки, сыны», 4 раза «дети»,1 раз «хлопцы»:
ему доставляет удовольствие произносить эти
слова.
4. Что подчёркивает Тарас Бульба,
обращаясь к сыновьям?
4. Слова Бульбы: «Никому не спускай!»
«Ваша нежба – чистое поле да добрый конь» «Чтобы
воевали храбро, … чтобы стояли всегда за веру
Христову, а не то­пу сть лучше пропадут…»

Вывод по 1-ой учебной задаче: Тарас
Бульба любит сыновей: радуется их задиристости,
удали, осуждая бездействие, вялость, покорность.
Он призывает их к соблюдению чести воина и защите
веры Христовой.

2-я учебная задача: анализ эпизодов
после измены Андрия – как воздействует на Тараса
Булъбу это событие? Что стало причиной убийства?

1. Какова была реакция на слова Янкеля, что тот
видел Андрия?
1. Из текста: «Андрия видел? – вскрикнул Бульба.
– Что ж ты, где видел его? В подвале? В яме?
Обесчещен? Связан?» (Не предполагает, что Андрий
может добровольно перейти к врагам).
2. Какова была реакция на слова Янкеля о том, что
Андрий перешёл на сторону врага и грозит казакам?
2. «Врёшь, чёртов Иуда! – закричал, вышед из
себя, Тарас. – Врёшь, собака! Ты и Христа распял,
проклятый Богом человек! Я тебя убью, сатана!.. (Не
верит, что Андрий мог предать Отчизну и веру).
3. О чем думает Тарас Бульба, когда увидел в
следующем бою, что нет среди врагов Андрия?
3. Тарас терзается сомнениями: или совестно
Андрию воевать против своих, или обманул его
Янкель и Андрий просто в неволе? Скорбит, но тут
же вспоминает, какова натура Андрия и дает себе
клятву отомстить полячке, « причаровавшей его
сына» (О наказаний Андрия он не думает).
4. Какова реакция Тараса Бульбы, когда он увидел
во главе польского гусарского полка Андрия и
когда тот начал ударять по казакам?
4. «Так и оторопел Тарас.. закричал: «Как?.. Своих,
чёртов сын, своих бьёшь?…» 3аманив его к лесу,
готовит и учиняет убийство сына: «Продать
веру? Продать своих? Стой же, слезай с коня! Стой и
не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!» (Тарас
Бульба не может простить сыну убийства своих).

Вывод по 2-й учебной задаче: Чтобы
показать реакцию и переживания Тараса Бульбы,
автор использовал прием градации — от
уверенности, что Андрий в плену до его убийства.
Мысль о том, что Андрий с поляками вызывает в нем
только глубокую скорбь, но знать и видеть, что его
сын убивает своих казаков, Тарас не может: он
убивает сына-врага.



3-я учебная задача: как ведет себя
Тарас Булъба, когда Остап попадает в плен и его
казнят?

Ответ: Рискуя жизнью, Тарас
пробирается в стан врага, чтобы до последнего
быть рядом со своим сыном, помочь, поддержать:

1) Остап на месте казни и говорит слово о
христианах
1) Одобрение Тараса Бульбы: «Добре, сынку,
добре!»
2) Мужество Остапа во время пыток 2) Одобрение Тараса Бульбы: «Добре, сынку…»
3) Остап казнён 3) Месть Тараса Бульбы.

Вывод по 3-й учебной задаче: достойная
смерть Остапа вызывает скорбную гордость Тараса
Бульбы и его безмерное горе.

Разрешение проблемы урока: У Тараса
Бульбы было два сына: одинаково начинались их
судьбы, одинаково любил он их, одинаковые питал
надежды. Но Остап оправдал надежды, Андрий – нет.
Тарас Бульба по отношению к Остапу-воину –
любящий отец; по отношению к Андрию-предателю –
карающий отец.

Обратимся к вашим групповым домашним
работам:
что было главным для образов отцов
из произведений «Кавказский пленник»,
«Вересковый мёд», «Маттео Фальконе», когда они
стояли перед нравственным выбором? (Обсуждение)

Ожидаемый ответ: разные произведения,
разные авторы, разные герои, но для всех них долг
перед своим народом, Родиной выше их
родительской любви.

– А что было для Тараса Бульбы мерилом
отцовской любви? Что выше и сильнее родительской
любви? Что роднит Тараса Бульбу с героями
вышеназванных произведений?

Ожидаемый ответ: Долг перед Родиной,
честь, доблесть, преданность Отчизне и Вере
своей. Это выше слепой родительской любви.

Итак, в образе Тараса Бульбы отражён и
национальный, и общечеловеческий характер
героического человека. Любовь к Родине выше и
сильнее родительской любви.




Следующий: