Урок литературы в 6-м классе с использованием компьютерных технологий А. С. Пушкин Песнь о Вещем Олеге

Цели

  • Вспомнить известное о Пушкине и его
    произведениях.
  • Показать значение творчество А. Пушкина для
    русской культуры.
  • Обогатить опыт эстетических переживаний
    учащихся, анализируя портреты и памятники А.
    Пушкину.
  • Подготовить к восприятию “Песни о Вещем
    Олеге”. Прочитать произведение и выявить его
    первоначальное восприятие.
  • Проследить, как показано отношение Олега к коню.

Оборудование: учебники, тетради по литературе,
компьютерная презентация (Приложение
1).

Слайды презента ции

Ход урока

Слайд 1 I. Слово учителя

Мы снова
возвращаемся к творчеству А.С. Пушкина. Каждый
год на уроках литературы мы открываем какую-то
страницу из жизни Пушкина, больше читаем, узнаем
о творчестве поэта. Любой человек в нашей стране
знаком с Пушкиным с самого детства.

Слайд 2 — Что представляется вам, когда
произносится имя — Пушкина?

— Назовите
известные вам сказки и поэмы А.С. Пушкина.

— Какие их них вам особенно нравятся? Чем они
интересны?

— Какие стихотворения поэта вы помните?

Слайд 3 II. Рассматривание и сопоставление
репродукций портретов поэта работы Кипренского
и Тропинина.

— Каким изображен поэт на этих
портретах?

— Какому из них и почему вы отдаете
предпочтение?

III. Слово учителя о портретах.

В каждом великом писателе и поэте есть своя
тайна. Есть она и у Пушкина. Мы представляем себе,
как выглядел Пушкин, но не совсем точно.

Мал ростом, черноволос, кудряв, смугл…

Владимир Набоков заметил совершенно верно:
«Подумать только, проживи Пушкин еще 2-3 года, и
у нас была бы его фотография. Еще шаг, и он вышел
бы из: тьмы, богатой нюансами и полной живописных
намеков…» Так возникла парадоксальная
ситуация с одной стороны — у каждого свой Пушкин,
мы представляем его себе, а с другой стороны -
наши представления размыты. Пушкин близок и
современен, но в то же время – далек.

Известны африканские корни Пушкина, но в чем
была его притягательность? Им серьезно
увлекались блестящие светские женщины. Хотя сам
поэт никогда не ! считал себя красивым. Не
случайно многие современники в шутку и всерьез
называли его обезьяной. Еще одна загадка, которую
должны помочь разрешить портреты…

Существует около тридцати прижизненных
портретов поэта. Самые известные из них созданы
В.А. Тропининым и О.А. Кипренским в одном и том же
1827 году И даже на этих самых лучших, как считают
специалисты, портретах мы видим, похожие, но
разные лица.

Слайд 4 IV. Чтение статьи учебника, стр. 91-93.

Рассматривание
портрета Тропинина

Слайд 5-7 V. Чтение статьи учебника о памятнике
А.Пушкину. Рассматривание фотографий памятников
с комментариями учителя.

При жизни А.С.
Пушкина не было создано ни одного его
скульптурного портрета. Однажды, правда, сам
поэт, видимо в шутку, нарисовал собственный бюст
в лавровом венке, но на предложения позировать
скульптору ответил отказом, считая свою
внешность не достаточно прекрасной для
увековечивания в камне.

Поэтому скульптурные изображения А.С. Пушкина
появились лишь после его смерти.

Большая работа над скульптурными
изображениями поэта началась в 60-х гг. XIX века. Это
было связано с объявлением конкурса на создание
памятника А.С. Пушкину в Москве. В конкурсе
победил молодой скульптор A.M. Опекушин, создавший
памятник, который с 1880 года стоит на Пушкинской
площади Москвы. Этот памятник вошел в историю
русского искусства как самый лучший и |
знаменитый, самый узнаваемый и самый
воспроизводимый в книгах, альбомах, рекламных
плакатах, посвященных не только самому поэту, но
и Москве — городу, где А.С. Пушкин родился.

Вслед за опекушинским памятником появилось
много работ и других мастеров. Памятники А.С.
Пушкину были открыты в Петербурге, в Царском
Селе, Киеве, Кишеневе, Одессе, Тифлисе.

В послевоенные десятилетия к образу А.С.
Пушкина обратилось новое поколение скульпторов.
В конце 50-х на площади искусств у Русского музея
был установлен памятник работы М.К. Аникушина -
один из лучших памятников поэту, созданных в XX
веке, ставший такой же неотъемлемой частью
Петербурга, как опекушинский памятник в Москве.

Слайд 8 VII. Чтение статьи учебника “Пушкин на
юге”, стр.94-95

VIII. Просмотр в сносках
лексического комментария к “Песне…”.

  • Вещий — Предвидящий будущее, пророческий. Вещие
    слова.
  • хозары

Перун

  • Кудесник — 1. Волхв, чародей. Предсказания
    кудесника. 2. Перен. То же, что волшебник
  • цареградский
  • волхвы — У древних славян: чародей, колдун.
  • Чело — (устар. высок). То же, что лоб.
  • пращ — сеча — (стар). То же, что сражение.
  • секира — Старинное оружие в виде топора на
    длинной рукояти.
  • тризна — 1. У древних славян: обрядовые действия и
    пиршество в память умершего. Править тризну. 2. У
    православных: обряд поминания умершего, а также
    (устар.) вообще поминки. Т. по усопшему.
Слайд 8 IX. Чтение “Песни о Вещем Олеге” в
исполнении Д. Журавлева и учителя.
Приложение

X. Беседа по
тексту.

— Докажите, что данное произведение
относится к жанру баллады. Какие признаки
баллады здесь присутствуют?

— Чем могло увлечь, поразить воображение поэта
летописное сказание о смерти Олега?

— Послушайте, что писал Пушкин А А. Бестужеву
(1825): “Товарищеская любовь старого князя к своему
коню и заботливость о его судьбе есть черта
трогательного простодушия, да происшествие само
по себе в своей простоте имеет; много
поэтического”. Конь очень многое значил в жизни
воина. Князя, дружинника хоронили вместе с конем.

Не зря в балладе сказано:

“Не ты под секирой ковыль обагришь

И жаркою кровью мой прах напоить!”

— Как показал поэт “товарищескую любовь
старого князя к своему коню” и заботливость о
его судьбе?

— Найдите конкретные строки, раскрывающие
отношение князя к коню.

— “Олег усмехнулся”. Почему? Что значит эта
усмешка? (С недоверием встретил предсказание, но
как сын своего времени боится не поверить)

— С каким чувством прощается Олег с конем?

— Удалось ли эти чувства передать В.М.
Васнецову на своей иллюстрации?

— Как показал поэт, что прошло много лет до
рокового воспоминания о коне? — Почему кудесника
Олег назвал лживым, бездушным стариком? (В
раздражении, в сожалении, что расстался до
времени с любимым конем)

— Почему князь “тихо” на череп коня наступил?
(В этом тоже отношение к коню, сожаление. Олег
погружен в задумчивость, сразу не заметил змея)

Слайд 8
Слайд 9 X. Рассматривание иллюстраций В.М.
Васнецова.

— К каким строкам текста можно
отнести эти иллюстрации?

XI. Подведение итогов.

— Что нового узнали о Жизни и творчестве АС.
Пушкина?

— Что лежит в основе баллады “Песнь о Вещем
Олеге”?

На следующем уроке мы продолжим разговор о
“Песне о Вещем Олеге”.

XII. Домашнее задание.

Выучить наизусть один из отрывков баллады.

Ответить на вопросы 8-10 учебника, стр. 100.

Следующий: