Урок литературы в 6-м классе по теме «В гостях у Сергея Есенина. Анализ стихотворения Черемуха»

Цели урока: познакомить учащихся с родными местами С.А.Есенина;
формировать умения понимать образность, выразительность слова; закрепление
умения выразительного чтения; привить интерес к поэзии С.А. Есенина.

Задачи урока: работать над выразительностью и правильностью чтения
художественных произведений; формировать умения учащихся определять средства
художественной выразительности текста; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование урока: портрет поэта; книга “Ягодные растения Якутии”
(авторы П.А. Тимофеев, Е.И. Иванова); компьютерная презентация.

Эпиграф к уроку:

Он поэт, поэт народный,
Он поэт родной земли!
С. Есенин

1. Организационный момент.

– Здравствуйте ребята!

2. Объявление и запись темы урока.

Сегодня мы познакомимся с лирикой С. Есенина и ее особенностями; совершим
путешествие на родину поэта в село Константиново под Рязанью; познакомимся с
биографией поэта. Эпиграфом к уроку возьмем слова из стихотворения Сергея
Александровича Есенина: “Он поэт, поэт народный,

Он поэт родной земли!”.

(Слайд 1: портрет С.А. Есенина.)

Сергей Александрович Есенин, пожалуй, самый читаемый в России поэт. Он
единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого невозможно
выделить стихи о родине в особый раздел. Все написанное им проникнуто “чувством
родины”. Как писал сам поэт: “Чувство родины – основное в моем творчестве”.

Есенин – народный, национальный поэт, язык его стихотворений прост и понятен.
Поэт выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения,
надежды.

Есенин настолько “свой”, что нам кажется, что о нем-то мы все знаем. И все же
этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое
содержит, как оказывается, еще много загадок. В самом звучании его фамилии есть
что-то природное, лесное, весеннее – и никаких псевдонимов, столь популярных в
то время.

(Двое учеников читают по очереди.)

“Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда,
Кузьминской волости, в селе Константинове. С двух лет был отдан на воспитание
довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых
сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята
озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла
и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку.
Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от
берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно
плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: “Эх!… Ну куда ты
годишься?..”. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку,
плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди
мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За
озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на
кулачную и часто говорил бабке: “Ты его не трожь, он так будет крепче!”. Бабушка
любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли,
стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал
кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже
теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать
сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу”.

(Слайд 2: родители поэта) Отец Сергея
Есенина Александр Никитич (1873–1931) работал старшим приказчиком в мясной лавке
на улице Щипок. Мать – Татьяна Федоровна Есенина (Титова) (1865–1955).

Учитель: А теперь давайте отправимся на родину поэта, совершим заочное
путешествие в село Константиново.

(Слайд 3: просторы Константинова).

Всякого, кто приходит в усадьбу Есениных, первым встречает тополь.

Над окошком месяц.
Под окошком ветер.
Облетевший тополь
Серебрист и светел.

Этот тополь – “старожил” здешних мест: посажен руками поэта. Когда-то их было
три. Ведь в приокских селах эти деревья сажали в каждом дворе: они не только
неприхотливы и быстро растут, но и препятствуют распространению пожаров, которые
случались довольно часто.

Сейчас уцелевший тополь обнесен оградой. Это живая память. О чем?

Это было в мае 1924 года. Сергей приехал в родной дом после долгой разлуки
(Слайд 4: родной дом)
. А на месте дома – пепелище.
Сгорели дом, рига, погибли многие деревья. Сгорел и любимый клен. Сколько нежных
слов посвятил поэт зеленому другу в своих стихах. Для Есенина старый клен
всегда был символом верности родному гнезду. Теперь вокруг дома чернели
обгоревшие пеньки. Их вид угнетающе действовал на Есенина. Он и предложил
сестрам посадить черенки тополя, в изобилии росшего вокруг усадьбы. С радостью
взялись они за дело. Все вместе выкорчевывали горелые пни, копали лунки под
саженцы. Посадили три черенка. И как водится, после дружной работы пили чай из
самовара. Вот и выходит, что этот старый тополь как бы крестник поэта. Шумит в
листве ветер, живет тополь!

Этот дом был построен на месте сгоревшего уже после смерти поэта. В память о
сыне родители поэта решили построить новый дом так, чтобы он в точности был
похож на старый. Заглянем в этот дом. (Слайд 5: дом
Есенина,)
Светлая горница с низким потолком, чистые половицы, всюду
домотканые дорожки. Между окнами – зеркало в черной раме. В красном углу иконы.
У окна – стол, накрытый белой скатертью. На нем букетик полевых цветов в
маленькой вазочке, а на стене у стола – похвальный лист С. Есенина в связи с
окончанием школы. Рядом – семейные фотографии. Приезжая в родной дом, Есенин
любил переставлять мебель по-своему. Стол, например, пододвигал ближе к окну,
что возле красного угла, раскладывал “крылышки” стола для работы. На столе
всегда лежали книги, бумага, карандаши, стояла пепельница, очень часто
появлялись букеты цветов. Вечерами уютно светила настольная лампа с зеленым
абажуром. На стене висят деревянные часы – необычные, затейливые, с резными
башенками, черными фигурными стрелками, желтыми гирями и маятником.
(Слайд 6: часы).
Когда стрелка приближалась к
римским цифрам X и XII, раздавался хриплый бой. Об этом поэт вспомнит в стихах:
“Скоро, скоро часы деревянные прохрипят мне двенадцатый час!”. Эти часы сбоку
немного помяты: дети втихомолку от взрослых кололи о них орехи. После смерти
родителей поэта в этом доме разместилась библиотека. Все здесь хранит память о
поэте. Стоит только не спеша пройтись по гулким комнатам, прислушаться,
оглянуться – и снова зазвучат взволнованные строки:



Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом!
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном.

3. Продолжение рассказа о поэте.

(Слайд 7: портрет дедушки). До девяти
лет Сергей Александрович “рос под призором бабки и деда” и фактически был
сиротой при живых родителях, семейная жизнь которых по разным причинам не
ладилась.

От деда – любовь к чтению, к церковным песням и духовным стихам. В доме деда
прошла, пожалуй, лучшая пора детства:

К теплому свету, на отчий порог,
Тянет меня твой задумчивый вздох.
Ждут на крылечке там бабка и дед
Резвого внука подсолнечных лет.

(Слайд 8: сборник стихотворений “Радуница”).
В 1916 году вышел первый сборник стихотворений поэта “Радуница”. Главным
достоинством сборника оказалось умение поэта передать свое глубокое, трепетное
чувство любви к Родине, которая предстает перед читателями в картинах
среднерусского пейзажа.

Самой сильной чертой поэтического дарования его было умение словом рисовать
картины русской природы.

4. Анализ стихотворения.

1. Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений С. Есенина “Черемуха”.

2. Что такое черемуха? Давайте обратимся к книге “Ягодные растения Якутии” П.
Тимофеева. (Черемуха – род летнезеленых деревьев, реже кустарников. В Якутии
встречается в Южной части республики. В переводе – хаппырыас).

(Слайд 9, 10: черемуха).

Послушайте стихотворение. (Чтение стихотворения учителем.)

5. Комментарий, словарная работа.

Медвяный – имеющий вкус или запах меда.
Зелень пряная – зелень душистая, ароматная.
Проталина – место, где стаял снег и открылась земля (харалдьык).
Круча – крутой спуск, обрыв (эмпэрэ)

3. Какие особенности лирического стихотворения вам известны? (У лирического
стихотворения нет сюжета. В нем главное не события, а чувства и переживания).

4. Какое настроение передает автор? Как автору удается передать свои чувства
и переживания читателю? (Светлое, праздничное, веселое, так как пришла весна,
оживающая и просыпающая природа. Автор передает их с помощью образов, ритма и
т.д.).

5. Какие краски использует автор? (Золотистая для изображения веток, зелени,
которая на солнышке горит, серебристого для изображения ручья.)

6. Имеются ли в этом стихотворении так называемые “цветные эпитеты”? (Ветки
золотистые, серьги ясные, серебряный ручей, зелень золотистая).

7. В стихотворении есть не только красочные образы, но и звуковые (ручей
волной гремучею…, Ей песенки поет). Найдите примеры звукописи в тексте. Какие
звуки наступившей весны они передают? (Аллитерация: с, з, ж которые
ассоциируются с образом весны, шумом легкого ветерка, чуть слышным шелестом
листвы. Ассонанс: е, ё, я, ю передают чувство воздушности, яркости, радости.)

8. С помощью каких слов описываются звуки весны?

  • Черемуха душистая.
  • С весною расцвела.
  • Кругом роса медвяная.
  • А рядом у проталинки.

9. Но не только звукописью и цветописью богата поэзия Есенина. В его
произведениях можно увидеть самые разнообразные художественные языковые
средства. Вспомним, что такое троп? (Тропы – слова, обороты речи, употребленные
для достижения большей выразительности, иначе говоря, художественные средства
языка).

10. Какие тропы использованы автором? Назовите их, приведите примеры. (Есенин
использует эпитеты черемуха душистая, кисточки атласные и т.д.; сравнение
как серьги ясные; олицетворения бежит серебряный ручей, песенки поет,
метафоры кругом роса медвяная, под жемчугом росы, ручей волной гремучею.
Метафора, эпитеты, сравнения, олицетворение – придают стиху чрезвычайную
выразительность, образность, наглядность, эмоциональность. Природа живет, дышит,
поет, благоухает. Когда читаешь строки стихотворения, чувствуешь дуновение
ветра: “черемуха душистая”, “зелень пряная”. Передают веселое, восторженное
настроение).

11. Какие чувства испытывает поэт? (Любовь к родной земле, радость, гармонию
с миром природы).

6. Подведение итогов урока. Выделение особенностей лирики С. Есенина.
(Записать в тетради.)

Какие же особенности лирики С.А. Есенина мы сегодня отметили?

  1. Внутренняя близость к песенному народному творчеству: напевность,
    музыкальность, лиризм.
  2. Особая любовь, взаимопонимание лирического героя с природой.
  3. Мир природы необыкновенно красочен.

Сергей Александрович Есенин любил родной край, свою родину – Россию. Он
создал незабываемые поэтические картины родной земли, умело используя
художественные средства. Не случайно до сих пор Есенин– поэт, которого поют
больше, чем кого-либо другого.

Выставление оценок.

7. Рефлексия

– Каково было ваше настроения в начале урока? Изменилось ли оно к концу
урока? Кому бы вы хотели сказать спасибо, кого поблагодарить?
– Урок прошёл в тёплой, дружеской атмосфере. Большое спасибо.

8. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение “Черемуха”,
сделать иллюстрации к стихотворению.




Следующий: