Урок литературы в 6-м классе по теме: Своеобразие произведений Н. В. Гоголя на примере повести Майская ночь, или Утопленница

Тема: Своеобразие произведений Н.В.Гоголя на
примере повести “Майская ночь, или
Утопленница”.

Цели:

  • познакомить учащихся с биографией писателя, с
    особенностями его повести;
  • развивать умение работать с текстом и в парах;
  • анализировать литературное произведение;
  • давать характеристику литературному герою;
  • находить приёмы изображения пейзажа;
  • воспитывать наблюдательность, трудолюбие.

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя.

ХОД УРОКА:

I стадия – стадия вызова

Учащиеся отвечают на два вопроса, ставят
перед собой задачи урока, исходя из темы урока.

1) Что знаем по теме урока?

  • Прочитали повесть.
  • Знакомы с определением жанра “повесть”.
  • Знакомы с понятием “пейзаж”.
  • Прочитали биографию Гоголя.

2) Что должны узнать?

  • В чём своеобразие повести “Майская ночь, или
    Утопленница” (анализ текста; определение
    жанровых особенностей и своеобразия повести,
    роль пейзажа).
  • Характеристика героев.

Работа со статьёй учебника (о писателе и его
творчестве). Прочитав дома текст, учащиеся
сделали на полях карандашом пометки в тексте:

? – непонятно,
V – основной материал,
! – удивило,
+ – уже знаю.

II стадия – осмысление

1. Беседа по прочитанному :

– Что было непонятно?
– Что удивило?
– Что уже знали о писателе?
– Что является основным?

В процессе беседы составляется кластер:

– Почему Гоголь обратился именно к украинскому
фольклору?
– В чём своеобразие произведений Н.В.Гоголя?

2. Анализ текста повести “Майская ночь, или
Утопленница”

Беседа, в процессе которой составляется
кластер:

– Где происходит действие повести?
– Найдите описание украинской ночи. (Выразительное
чтение.)

– Каким чувством проникнуто это описание?
– Какие средства художественной
выразительности использует Гоголь в этом
эпизоде? (Эпитеты, олицетворения,
преувеличение, оксюморон.)

– Какова роль эпизода в повести?
– Кто герои повести?
– Найдите в тексте описание героев. (Выразительное
чтение.)

– Что мы о них узнали?
– Какими качествами они обладают?
– В каком эпизоде впервые упоминается об
Утопленнице?
– Кто и кому рассказывает эту историю?
– Почему именно Левко рассказывает историю о
несчастной панночке?
– Какой приём использует автор, изображая мачеху
и панночку? (Противопоставление,
сопоставление.)

– Есть ли ещё примеры противопоставления в
повести?
– Какие чувства мы испытываем по отношению к
панночке?
– Только ли трагичные мотивы присутствуют в
повести?
– Какие чувства у вас вызывает эпизод с пьяным
Калеником? (Смешно, эпизод комичный.)
– Есть в повести ещё комичные эпизоды? Приведите
примеры.
– Обратимся к названию повести. Что необычного в
названии? (Май – начало жизни, когда всё
пробуждается в природе, а утопленница – та, кого
лишают жизни или кто лишает жизни себя.)

3. Работа в парах над заполнением таблицы:


    Какие черты украинского фольклора использует
    Гоголь в повести
    Украинская речь Традиции украинской деревни Фантастические события Элементы реальной жизни

Беседа по таблице, проверка.

III стадия – рефлексия

1. Подведение итогов с опорой на составленные
кластеры:

– Что должны были узнать? Что узнали? Кто такой
Н.В.Гоголь?
– Каковы особенности повести Н.В.Гоголя?

2. Приём “верное – неверное утверждение”.

– Я утверждаю… что в повести используется
только украинская речь?
– Я утверждаю… что Гоголь использует элементы
фантастики и реальной жизни?
– Я утверждаю…что в повести есть комические
эпизоды?
– Я утверждаю… что Гоголь не использует
пейзажные зарисовки?

3. Составление синквейна:

Какова повесть Н.В.Гоголя?

Повесть
Захватывающая, фантастическая
Завораживает, веселит, пугает,
Рассказывает об Украине.
Читай!

4. Итог урока.

5. Домашнее задание: напишите изложение о
панночке так, если бы это была сказка.

Следующий: