Урок литературы в 6-м классе по теме: Проблема мести в рассказе В. Солоухина Мститель

Цели:

  • обеспечить в ходе урока усвоение таких понятий,
    как внутренний монолог, внутренний конфликт;
  • продолжить формирование навыков работы над
    лексико-стилистическими особенностями
    художественного произведения, передающими
    авторскую иронию;
  • совершенствовать умения и навыки анализа
    художественного произведения;
  • развивать умения выделять главное, сравнивать,
    обобщать, логически излагать мысли;
  • развивать самостоятельность и волю, используя
    для этого проблемные ситуации, вопросы,
    дискуссию;
  • содействовать формированию убеждений и
    потребностей учащихся в оценке последствий
    мести и сознательном отказе от нее;
  • обеспечивать гуманистический характер
    обучения и приоритет общечеловеческих
    ценностей.

Оборудование: книги “УМК “Вокруг
тебя – Мир … 6 класс”, рисунки детей.

ХОД УРОКА

1. – Доброе утро, ребята. Посмотрите,
доска-то закрыта. Ответив на мои вопросы, вы
поможете ее открыть.

– Что вы прочитали к сегодняшнему уроку? (Рассказ
В.Солоухина “Мститель”)

– О чем он? (Рассказ о том, как один мальчик
обидел другого и тот решил отомстить, но
передумал)

– Как вы думаете, какую проблему исследует
автор рассказа? (Проблему мести)

– Итак, тема сегодняшнего урока так и звучит –
“Проблема мести в рассказе В.А.Солоухина
“Мститель”.

(Открывается доска, где написаны тема урока,
два понятия – монолог и внутренний конфликт, а
также располагаются рисунки детей).

– Посмотрите, ребята, на доску и сформулируйте
цели урока:

  • посмотреть, как решается названная нами
    проблема;
  • поработать с текстом рассказа;
  • узнать, что такое внутренний конфликт;
  • повторить, что такое монолог.

2. – Ребята, поделитесь, пожалуйста,
своими впечатлениями о прочитанном
произведении.

3. Аналитическое чтение рассказа

Слово учителя. Желание отомстить –
чувство, знакомое людям разных эпох.
Сопротивляться ему бывает очень трудно. Мальчик,
главный герой рассказа “Мститель”, ваш
ровесник, оказывается в сложной ситуации выбора:
отомстить обидчику или удержаться от этого
желания? Какие чувства овладевают обиженным
человеком? От чего зависит окончательное
решение: мстить или отказаться от мести?
Именно эти вопросы волнуют автора рассказа, и на
них мы попытаемся сегодня ответить.
Давайте обратимся к тексту рассказа.
Какой эпизод можно считать завязкой? Какие
чувства овладели повествователем? (Случай на
картофельном поле, где Витька исподтишка ударил
рассказчика, а он обиделся, разозлился и решил
отомстить.)

– Дома я просила ответить на вопрос: знакомо ли
тебе чувство, которое испытывает в начале
рассказа его герой? Были ли в твоей жизни
аналогичные ситуации? Каков был их финал?

(Слушаем ответы ребят и делаем выводы)

– Давайте вернемся к тексту рассказа.

– Автор вводит в повествование описание
осеннего дня, когда случилось это “маленькое
происшествие”. Сравните, какие краски
преобладают при описании сентябрьского дня в
начале рассказа и после “происшествия”.
Действительно ли это происшествие “маленькое”,
незначительное? (Светлые, яркие краски погасли,
т.к. возникает тема мести, а она “застилает”
глаза, закрывает все вокруг черной пеленой и в
душе человека тоже; месть страшна и
разрушительна – и не важно, какими причинами она
вызвана).

– От чьего лица ведется повествование?

– Что мучает главного героя, о чем он
размышляет?

– Найдите в тексте слова, отражающие
переживания мальчика, его рассуждения.

(Дети зачитывают нужные отрывки из рассказа).

– Перед нами монолог мальчика. А что такое
монолог? В чем необычность данного монолога? (Он
– внутренний.)

– Внутренний монолог – это литературный прием,
с которым мы еще не раз встретимся на страницах
других художественных произведений.

– Как вы думаете, с какой целью В.Солоухин
использует внутренний монолог? (Он помогает
писателю показать особенности того или иного
персонажа, раскрыть его взгляды на окружающий
мир и других людей).

– Монолог мальчика показывает, что в его душе
происходит борьба между чувством, призывающим к
отмщению, и нежеланием бить доверчивого
приятеля. Мы становимся свидетелями внутренней
борьбы, столкновения чувств, конфликта, который
называется внутренним.

– Запишите определение в тетрадь. (На доске:
внутренний конфликт – конфликт, не выходящий за
пределы души персонажа, но развивающий действие).

– Как вы думаете, почему рассказчик оттягивал
момент расплаты? (Доверчивость, искренность
Витьки, который поверил в то, что обиженный им
приятель не держит зла и не стремится отомстить,
а также общие интересы, увлекательная для обоих
прогулка).

– Интересно, а как бы об этой истории рассказал
Витя Агафонов? Давайте послушаем краткий
пересказ от его лица. (Это было индивидуальное
домашнее задание).

– Как вы думаете, кто из мальчиков испытывал
большую радость от прогулки и почему? (Витя,
конечно. Повествователю “мешала” внутренняя
борьба, она омрачала ему прогулку. Здесь же
обращаемся к рисункам, комментируем их).

– Почему повествователю “делается легко от
принятого решения не бить Витьку”? Понятно ли
вам это ощущение, или, скорее, оно вас удивляет?

Обсуждение в парах:

– Как вы относитесь к такому завершению
рассказа, которое придумал В.Солоухин? Может
быть, вас устроил бы другой финал? . (Писателю
важно было не столько проследить зарождение и
динамику мстительного чувства в душе мальчика,
сколько показать сопротивление его доброй
натуры им же придуманному “злодейскому
замыслу”).

– Как вы думаете, почему такое название –
“Мститель” – дает автор своему рассказу?
нем отражается мягкая авторская ирония).

– Как вы думаете, почему именно рассказом о
взаимоотношениях школьников (подростков)
завершается в разделе “Порочный круг” разговор
о мести? (Это чувство присуще человеку и часто
проявляется в современной жизни; нужно думать о
последствиях мести, нужно уметь прощать, так
только мы разорвем порочный круг, куда нас
втягивает месть).

4. Объяснение домашнего задания

Стр. 71 в 2 или зад.1 письменно, на выбор (по кн.
“Вокруг тебя – мир… 6 кл.”).

– Как вы думаете, почему такое домашнее задание
вы получили? (Оно итоговое по разделу и
завершит наш разговор о мести).

5. Итоги урока, рефлексия

1. Вспомните, какие цели мы ставили, и подведите
итог урока.

– Чему же учит этот рассказ?

– Что вы вынесете с сегодняшнего урока?

2. Слово учителя.

Месть – это не только явление минувшего, не
только феномен, существующий на войне или в мире
взрослых. Месть или отказ от мести – выбор, перед
которым может оказаться каждый. И я надеюсь, что
вы сможете простить обидчика, остановить
эстафету мщения.

3. Оценки за урок.

– Спасибо за работу, ребята.

Следующий: