Урок литературы в 6-м классе по теме Понятие о композиции эпического произведения на примере романа А. С. Пушкина Дубровский


-Мы прочитали роман А.С.Пушкина «Дубровский»
о взаимоотношениях народа и господ.

Тема сегодняшнего урока –
понятие о композиции эпического
произведения. (Запись в тетрадях темы урока).

Работа с учебником.

-Откроем учебники на странице 149. (Литература.
6 класс. Учебник-хрестоматия для
общеобразовательных учреждений. В четырех
частях. Часть 1. Под редакцией В.Я.Коровиной.)
.

Ученик читает вслух статью «Композиция»:

«Композиция – это построение
художественного произведения,
расположение и взаимосвязь всех его частей,
образов, эпизодов.

Запись определения в тетрадь.

- Читаем далее:

Повествование в художественном
произведении может строиться в
хронологической последовательности, либо с
нарушением её.



-Ребята, как вы понимаете смысл
слов «в хронологической
последовательности»?

Словарная работа: подобрать
однокоренные слова к слову «хронологический»
и записать их в тетрадь, устно объяснить их
значение.

-Обратимся к записи на доске: в
хронологической последовательности – во
временной последовательности.

Ученик продолжает читать
статью учебника:

-В произведение могут быть
включены подробные описания места действия,
обстановки, переживаний героев, рассказы
других лиц. Все эти элементы задерживают
развитие действия, но позволяют вернее
нарисовать героев, полнее и глубже раскрыть
замысел автора, а иногда вызвать
напряженный интерес читателя».

- Обратим внимание на последние
слова статьи. Интересно ли вам было читать 8
– 11 главы?

Итак, чем вызван наш напряженный
читательский интерес? Для этого подумаем,
все ли события в романе изложены в
хронологической последовательности.

Проверка домашнего задания.

- Дома вы выполняли задание № 1 на
странице 150.

Ученик читает задание:

-Составьте план основных событий
глав 8-11 в той последовательности, в какой
они описаны в романе. Восстановите истинный
ход событий. С какой целью А.С.Пушкин
нарушает временную последовательность
событий?

Учитель просит одного из
учеников написать план на доске.

Доска разделена на две половины, которые
озаглавлены учителем:

План основных событий, как они описаны
в романе
Истинный ход событий
Ответ ученика:

1..Дефорж и медведь.

2.Обед у Троекурова.

3.Спицын и Дефорж.

4.Встреча Дубровского с
Дефоржем.

( Эта часть доски пока закрыта).

Дефорж и медведь.

Обед у Троекурова.

Спицын и Дефорж.



Учитель открывает вторую
половину доски, где частично изложен
истинный ход событий.

- Какого события не хватает, чтобы
восстановить последовательность изложения?

Один из учеников дописывает
недостающий пункт плана в правую часть
доски.

- Итак, сделаем вывод. Зачем А.С.Пушкин
переставил события?

Ответ ученика:

-Это сделано, чтобы
заинтересовать, заинтриговать читателя.

Учитель дополняет:

- А.С.Пушкин прибегает к такому
приёму, чтобы позволить догадливому
читателю понять, что Дефорж – это
Дубровский, до пояснения автора.



Запись в тетрадях.

Учитель:

- Итак, автор нарушает временную
последовательность событий и только в
самом конце (11 гл.) рассказывает о сделке,
произошедшей между учителем-французом и
Дубровским на почтовой станции.

Инсценировка эпизода «Встреча
Дубровского и Дефоржа на почтовой станции».

Принимают участие 4 человека:
Дубровский, Дефорж, смотритель и
смотрительша.

Учитель:

Ребята, о чем говорят последние
слова жены смотрителя: «Бога ты не боишься,
Сидорыч.

Зачем ты не сказал мне того
прежде, я бы хоть взглянула на Дубровского,
а теперь жди, чтоб он опять завернул.
Бессовестный ты, право, бессовестный» ?

Ответ ученика:

- О нем идет слава как о
благородном разбойнике, потому что он
грабит только богатых помещиков, а бедным
людям он помогает.

Учитель:

- А.С.Пушкин создает эффект
неожиданности в сцене, когда Дефорж грабит
Спицына и вдруг оказывается Дубровским.
Давайте задумаемся, какие события
предыдущих глав получают для нас новый
смысл. Становится понятно,

(ответы учеников)

- почему так смутился француз во
время первого разговора с Машей;

- почему у него оказался
карманный пистолет, из которого он убил
медведя;

- как он смог с таким достоинством
отвечать Троекурову (попросить учеников
зачитать его ответ на странице 99).

- и особенно выразительной
становится сцена обеда.

Пересказ эпизода «Обед в
Покровском» от лица Дефоржа-Дубровского.

( Дубровский сохранил
самообладание и справился с естественным
волнением в тот момент, когда исправник
зачитал его приметы. Он рисковал быть
узнанным. Обед длился около трех часов, и
постоянно говорили о нем. Дубровский принял
невозмутимый вид человека, не понимающего,
о чем идет речь).

Учитель:

- Что мы узнали сегодня на уроке?

Ученики:

- Мы познакомились с понятием
композиция.

- Мы узнали, что не всегда
повествование строится в хронологической
последовательности, что автор часто
нарушает хронологию, чтобы заинтересовать,
заинтриговать читателя.

Учитель:

- Ещё раз прочитаем определение
композиции, потому что с этим будет связано
ваше домашнее задание.

Ученик читает вслух
определение композиции
.

Вопрос учителя:

- Какой эпизод в романе мы будем
считать заключительным?

Если у учеников будут
затруднения, можно найти ответ в учебнике
на странице 145.

Возможный ответ:

Владимир Дубровский покинул
своих крестьян, потому что месть ,которой он
так жаждал, оказалась не нужной. Машу он
потерял. Дальнейшая жизнь в качестве
благородного разбойника бессмысленна.

Домашнее задание: в тетрадях по
литературе дать развернутый письменный
ответ на вопрос: «Почему так печально
заканчивается роман?»

Далее учитель оценивает знания
учащихся.




Следующий: