Урок литературы в 6-м классе по теме Лицейские годы А. С. Пушкина. Стихотворение Узник

Цель: повторение изученного материала о жизни и творчестве А. С. Пушкина, знакомство учащихся ещё с одним периодом жизни поэта — учёбой в лицее, с его стихотворением «Узник»; выработка навыков выразительного чтения, анализа художественного произведения; развитие творческих способностей и речевой культуры учащихся.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации с изображением Царскосельского лицея времён Пушкина и его современное изображение, иллюстрация с изображением лицеистов, друзей А. С. Пушкина, «Пушкин на экзамене в лицее»; на доске слова В. Рождественского о стихотворении «Узник»; магнитофон, диск с записью отрывка «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», диск с записью стихотворения «Узник».

В начале жизни школу помню я…
А. С. Пушкин

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Формулирование цели учащимися.

Звучит отрывок «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Беседа:

- Знакома ли вам эта музыка?

- Кто её автор?

- Правильно. Прозвучал отрывок «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова. А какое отношение он имеет к теме сегодняшнего урока?

- Да, это отрывок из оперы, написанной на основе «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина, и сама опера называется «Сказка о царе Салтане».

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

- Правильно. Повторим то, что мы уже знаем о Пушкине, о его детстве, вспомним его замечательные сказки и продолжим знакомство с жизнью поэта, с важным периодом его жизни — учёбой в лицее, попробуем понять мысли и чувства Пушкина, выраженные в стихотворении «Узник».

Запись темы в тетрадь.

III. Проверка домашнего задания.

Чтение 2-3 сочинений «Пушкин в моей жизни», стихотворений о Пушкине, написанных самими учащимися.

IV. Повторение изученного.

1. Вступительное слово учителя.

Да, А. С. Пушкин приходит к нам в детстве и остаётся с нами на всю жизнь. Наверно, нет ни одного человека, который бы не читал и не любил произведения этого поэта. И сейчас мы вспомним те из них, которые вы изучали в школе или прочитали самостоятельно. Для этого проведём викторину.

2. Викторина «Жизнь и творчество А. С. Пушкина».

  1. Где родился А. С. Пушкин?
  2. Назовите фамилию, имя, отчество няни А. С. Пушкина.
  3. В кого превратился князь Гвидон, чтобы первый раз посетить своего отца?
  4. Куда укусил комар повариху?
  5. За какую плату нанялся Балда в услужение к попу?
  6. На чём спал Балда в поповом доме?
  7. Куда послала работать старика старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», став столбовой дворянкой?
  8. В каком произведении Пушкина ветер оказывает серьёзную помощь одному из главных героев? Кому?
  9. К кому первому обратился Елисей в поисках царевны в «Сказке о мёртвой царевне»?
  10. Какое произведение Пушкина начинается прологом «У лукоморья дуб зелёный»?
  11. Как звали отца Людмилы в поэме «Руслан и Людмила»?
  12. На каком музыкальном инструменте играл Баян на свадьбе Руслана и Людмилы?

V. Изучение темы.

1. Работа с эпиграфом.

А. С. Пушкин писал: «В начале жизни школу помню я…». И этой школой стал для него Царскосельский лицей. Годы, проведённые здесь, были для поэта самым весёлым и безмятежным временем. В лицее он получил хорошее образование и приобрёл близких друзей.

2. Доклады учащихся.

  1. Открытие лицея.
  2. Быт лицеистов.
  3. Друзья Пушкина.
  4. Первые стихи.
  5. Пушкин на публичном экзамене.
  6. Лицей окончен.

3. История создания стихотворения «Узник». Прочитать по учебнику (с.42)

4. Слушание стихотворения «Узник» в записи. Его читает Народный артист России Эдуард Марцевич, актёр Государственного Академического Малого театра России.

5. Беседа по стихотворению:

- Почему стихотворение так называется? Кто такой узник?

- Прочтём первый стих? Найдите главное слово-образ, которое определяет мир чувств и переживаний лирического героя?

- Какой эпитет находит поэт к слову «темница»?

- О каком ещё невольнике идёт речь?

- Почему второй узник именно орёл, да ещё молодой?

- Как Пушкин передаёт настроение? Почему орёл грустный товарищ?

- Присущи ли узнику те же качества, что и орлу?

- Как развивается действие во второй строфе (четверостишии)?

- Как меняется пространство в последнем четверостишии?

- Какие предметы появляются?

- В чём особенность пейзажа?

- Какое чувство выражено в третьей строфе? Какими средствами оно подчёркивается?

- Сравните картины, нарисованные в начале и в конце стихотворения.

- Как меняется пространство, освещение, краски, предметы?

- Как благодаря этому меняются настроение и интонация?

- Какова же главная мысль этого стихотворения?

- Утверждение свободы как необходимости для гармонического мироощущения личности.

6. Поэт В. Рождественский писал: «Узник» — один из самых замечательных стихов Пушкина на вечную его тему – свобода. Каждая строчка говорит о ней, хотя само слово ни разу не встречается в тексте».

- Согласны ли вы с этим утверждением?

- Само слово «свобода» в тексте отсутствует. Какие же слова определяют понятие «свобода»?

7. Работа с черновым вариантом стихотворения.

И тихо и грустно в темнице глухой!
Пленён, обескрылен орёл молодой,
Мой верный товарищ в изгнанье моём,
Кровавую пищу клюёт под окном.
Клюёт и бросает, и смотрит в окно,
И вымолвить хочет мне слово одно.
Зовёт меня взором и криком своим:
«Мой верный товарищ, уйдём, улетим;
Давай встрепенёмся! Пора нам! Пора!
Острог нам не ближний, тюрьма не сестра.
Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я.
Где сокол и коршун, там наша семья».

- Какие строки поэт изменил? Как меняются образы? Как изменился смысл?

VI. Обобщение.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы поставленной цели?

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Узник», сопоставить его с черновым вариантом, нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию).

Следующий: