Урок литературы в 6-м классе по теме Культурное наследие Д. С. Лихачева. Письма о добром и прекрасном. О добре и зле

Цели:

  • углубить представление шестиклассников о
    понятиях “добро”, “забота”, стимулировать у
    детей нравственные мотивы поведения;
  • на примере выдающихся личностей, их жизни и
    деятельности развивать у детей высокие
    нравственные качества, развивать монологическую
    речь учащихся, формировать способность вести
    дискуссию;
  • воспитывать высокие нравственные качества,
    активную жизненную позицию, чувство гордости за
    сынов великой России.

Предварительная подготовка:

  • выбрать группу учащихся (экскурсоводов,
    исследователей), которые подготовят краткие
    сообщения о жизни и деятельности знаменитого
    ученого, его рассуждения о добре и зле
  • провести неделю добрых дел
  • написать сочинение “Первое знакомство с добром
    и злом”
  • поиски ответа на вопрос “Как вы понимаете
    выражение: “… идти дорогою добра…?”

Оформление доски:

Круглый стол

“Культурное наследие Д.С. Лихачева. Письма о
добром и прекрасном. О добре и зле”.

Эпиграф:

Человек должен жить в сфере добра.

Д.С. Лихачев

ТСО

“Листая страницы биографии Дмитрия Сергеевича
Лихачева…” — мультимедийная презентация, автор
– учитель русского языка и литературы Лесных
Елена Ивановна.

Презентация

Учитель

“Учитывая выдающийся вклад академика Д.С.
Лихачева в развитие отечественных гуманитарных
наук, культуры и образования и в связи с
исполняющимся в ноябре 2006 года 100-летием со дня
его рождения, постановляю:

Принять предложение администрации
Санкт-Петербурга о праздновании в 2006 году
100-летия со дня рождения академика Д.С. Лихачева.

Объявить 2006 год в Российской Федерации Годом
гуманитарных наук, культуры и образования –
Годом академика Д.С. Лихачева”.

Президент России Владимир Путин

Указ “О праздновании 100-летия со дня рождения
академика Д.С. Лихачева”

Когда мы с вами, ребята, начали первый разговор
об этом человеке звучали вопросы “Кто этот
человек? Какой он был? Чем стал знаменит? Что
делал?”. Сейчас наступил момент, когда вы узнаете
ответы на все эти вопросы и помогут нам в этом
наши экскурсоводы.

1 ученик

Д.С.Лихачев родился, прожил большую часть своей
жизни и окончил свои дни в С.-Петербурге. Родился
он 15 ноября 1906 года. (В 1918г. в России был введен
новый календарный стиль и теперь день его
рождения по новому стилю обозначается как 28
ноября).

Учился Д.С.Лихачев сначала в гимназии
Человеколюбивого общества (1914-1915гг.), затем в
гимназии и реальном училище К.И.Мая (1915-1917гг.),
заканчивал среднее образование в Советской
трудовой школе имени Л.Лентовской (1918-1923гг.). С 1923
по 1928г. учился в Ленинградском государственном
университете на факультете общественных наук, на
этнолого — лингвистическом отделении. Здесь он
проникся особой любовью к родной истории и
культуре и начал исследовать древнерусскую
литературу.

Сразу по окончании университета Д.С.Лихачев по
ложному доносу и обвинению в контрреволюционной
деятельности был арестован и 1928-1932гг. провел в
заключении: сначала полгода в тюрьме, затем два
года в Соловецком лагере особого назначения, и,
наконец, на каторжной стройке
Беломоро-Балтийского канала. Этот период
академик Д.С.Лихачев впоследствии называл
“самым важным временем в своей жизни”, потому
что пройдя через страшные испытания тюрем и
лагерей, он научился жертвенной любви к людям и
всегдашнему следованию по пути ДОБРА.

Осенью 1932 года Дмитрий Сергеевич поступил
работать литературным редактором в Соцэгиз, в
1934г. был переведен в издательство Академии наук
СССР, а с 1938г. стал работать в Институте русской
литературы (Пушкинский Дом). Здесь он для
коллективного труда “История культуры Древней
Руси” (т.2) написал главу о древнерусской
литературе XI-XIII вв. Писал он этот труд с великим
вдохновением — “как стихотворение в прозе”. В
1938г. с ученого, наконец, была снята судимость.

В 1935 году Д.С.Лихачев женился на Зинаиде
Александровне Макаровой. В 1937г. у них родились
близнецы — Вера и Людмила.

В 1941г. он становится старшим научным
сотрудником Института русской литературы. В том
же году он защищает кандидатскую диссертацию на
тему “Новгородские летописные своды XII в.”.
Находясь в блокадном Ленинграде, он пишет и
издает книгу “Оборона древнерусских городов”
(1942г.). В июне 1942г. ученый вместе с семьей
эвакуируется в Казань.

В 1945 победном году Д.С.Лихачев пишет и издает
книгу “Национальное самосознание Древней
Руси”. В следующем году получает медаль “За
доблестный труд в Великой Отечественной войне
1941-1945 гг.”

В 1946 г. становится доцентом, а с 1951 г. -
профессором Ленинградского государственного
университета: читает курсы по истории русского
летописания, палеографии и истории культуры
Древней Руси.

В 1947 г. защищает диссертацию на степень доктора
филологических наук по теме: “Очерки по истории
литературных форм летописания 11-16вв.” В середине
века (1950 г.) в серии “Литературные памятники” в
сопровождении его научных статей и комментариев
выходят две замечательные книги: “Повесть
временных лет” и “Слово о полку Игореве”.

2 ученик

В 1953г. ученый был избран
членом-корреспондентом, а в 1970 — действительным
членом Академии наук СССР. Лихачев был избран
иностранным членом и членом-корреспондентом
целого ряда стран, а также почетным доктором
университетов Софии, Будапешта, Оксфорда, Бордо,
Эдинбурга и Цюриха.

Труды академика Д.С. Лихачева по русской
литературе, истории и культуре стали всемирно
признанной классикой филологической науки. Он
автор более 500 научных работ и около 600 публикаций
по самому широкому кругу проблем изучения
истории, литературы, культуры и защиты
памятников культурно-исторического наследия
России. Его статья “Экология культуры” (журнал
“Москва”, 1979г., № 7) заметно усилила общественную
дискуссию по охране памятников культуры. С 1986 по
1993гг. академик Д.С.Лихачев был председателем
Советского фонда культуры(с 1991 г. – Российского
фонда культуры).

В 1981 году в автомобильной катастрофе погибла
его дочь Вера. Ученый много раз говорил, что ее
смерть была для него самым скорбным событием в
жизни.

В 1988 году в год празднования 1000-летия Крещения
Руси академик Д.С.Лихачев принимал самое
активное участие в торжествах, проходивших в
Великом Новгороде.

Ученый имел множество наград, как
отечественных, так и зарубежных. Среди них высшие
награды СССР – сталинская премия(1952 г.), звание
Героя Социалистического труда и золотая медаль
“Серп и молот”(1986 г.), Большая Золотая Медаль
имени М.В.Ломоносова(1993 г.), орден “За заслуги
перед Отечеством” II степени(1996 г.), орден
Апостола Андрея Первозванного “За веру и
верность Отечеству” за вклад в развитие
отечественной культуры. Он стал первым кавалером
ордена Апостола Андрея Первозванного после
восстановления этой высшей награды в России.

В 1989-1991 гг. академик Д.С.Лихачев избирался
народным депутатом Верховного Совета СССР от
Советского Фонда культуры.

В 1992 году ученый стал председателем
общественного юбилейного Сергиевского комитета
по подготовке к празднованию 600-летия
преставления Преподобного Сергия Радонежского.

Кончина Дмитрия Сергеевича Лихачева
последовала 30 сентября 1999 года

После его смерти вышел в свет замечательный
сборник его статей “Русская культура”(2000 г.) –
книга, ставшая завещанием ученого своим
современникам и молодому поколению граждан
России.

Учитель

Читая книги, статьи, письма и воспоминания
Дмитрия Сергеевича Лихачева, невозможно не
заметить, какое важное место в его научных
трудах, размышлениях, в многочисленных
журнальных и газетных статьях занимает тема
“Добро и зло”. Его думы и рассуждения о добре и
зле были связаны с собственными жизненными
принципами или событиями, происходящими в мире.
Он всегда верил в животворящую силу добра, верил
даже тогда, когда окружающая действительность
говорила о торжестве зла.

Скажите, а каким было ваше первое знакомство с
добром и злом
.

(примеры из жизни приводят ребята и гости)

Учитель

“Добро выше практической нужды!” — утверждал
Дмитрий Сергеевич.

В добре он находил основы для повседневной
жизни, был всем сердцем предан добру. Лицо его
светилось добром. И самое ценное, на мой взгляд,
заключается в том, что даже перед лицом
воинствующего зла он не переставал преданно
служить добру!

Одна из замечательных книг академика Д.С.
Лихачева так и называется “Письма о добром и
прекрасном”. В этой книге 46 писем, каждое из них
– урок добра. Давайте послушаем несколько
отрывков о добре.

3 ученик

“Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера
добра в значительной степени создается им самим.
Она создается из его добрых дел, добрых чувств,
добрых воздействий на окружающую среду, памяти
на добро.

Злое дело забывается быстрее, чем доброе. Может
быть, это происходит оттого, что вспоминать
хорошее приятнее, чем злое? Но дело и в другом. Зло
– дробит общество. Добро – соединяет,
объединяет, роднит. Оно вызывает симпатию,
дружбу, любовь. Поэтому злые объединения
недолговечны.

“Волчья стая” рано или поздно кончается
дракой волков.

Объединение же на почве доброго дела, добрых
чувств живет даже тогда, когда завершено само
доброе дело, послужившее причиной его создания.

Добро выше практической нужды!

Учитель

Может быть, кому-то рассуждения Дмитрия
Сергеевича о добре и зле покажутся неприменимыми
к современной жизни, где, кажется, так часто и
причудливо перемешиваются добро и зло.

Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос у
самого ученого.

4 ученик

А он дальше пишет: “Сфера добра большая. Она
прочная, хотя и труднее достигается, чем
формируется сфера зла. Сфера добра ближе к
вечности.

Вот почему сфера добра требует от каждого из
нас внимания к истории – своей и мировой, к
культурным ценностям, накопленным всем
человечеством. А без нравственности не действуют
законы, которые создают благосостояние и
самосознание человечества.

И в этом огромный практический результат
“непрактического” по своей природе добра.

Вот почему дело каждого в отдельности и всех
вместе – приумножать добро, хранить традиции,
знать и ценить историю свою, родную и всего
человечества”.

Учитель

Дмитрий Сергеевич не скрывает, что сферы добра
достигнуть труднее, чем очутиться в сфере зла. Но
его размышления о добре и зле помогают. Во-первых,
стряхнуть со зла ореол “неизбежного”
превосходства над добром, а во-вторых, они ясно
показывают, что добро требует от каждого из нас
подвига.

На вопрос человека самому себе: “Кем бы мне
лучше стать: подвижником или подлецом?” — кое-кто
всерьез захочет помыслить о себе как о подлеце,
уповающем на зло. А подвиг добра – бессмертен.
Поэтому ученый и говорит. Что “сфера добра ближе
к вечности”.

5 ученик

В жизни, как бы на маскараде – зло нередко
принимает личину добра. Иногда зло действует, как
мошенник, обманом или подлогом стараясь
прельстить человека, переманить на свою сторону.
Но порой зло выступает и в своем собственном
обличии. Угрожая человеку самым страшным
образом, если человек не желает склоняться ко
злому делу. В современном мире есть символ зла –
это терроризм. По мере того, как люди теряют свою
преданность добру, зло усиливается и все больше
проявляет свою террористическую сущность.
Поэтому Дмитрий Сергеевич Лихачев учил даже в
малом не играть со своей совестью и никогда не
вставать на сторону зла.

Учитель

Что же такое “добро” в понимании Д.С.
Лихачева? – Это, прежде всего, отсутствие эгоизма
во всем и забота о другом человеке.

Давайте посмотрим, а как вы ответили на этот
вопрос.

(учащиеся зачитывают свои ответы)

“В основе всех хороших манер лежит забота –
забота о том, чтобы человек не мешал человеку,
чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо
шуметь. От шума не заткнешь уши – вряд ли это во
всех случаях возможно”.

“Надо не запоминать сотни правил, а запомнить
одно — необходимость уважительного отношения к
другим. А если у вас будет это и еще немного
находчивости, то манеры сами придут к вам.

На вопрос: “Что объединяет людей?” — Лихачев
отвечает: “Этажи заботы”, “забота объединяет
людей”.

6 ученик

“Забота скрепляет отношения между людьми.
Скрепляет семью, дружбу, скрепляет односельчан,
жителей одного города, одной страны”.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать
счастливыми других и способен хоть на время
забыть о своих интересах, о себе. Это
“неразменный рубль” — любил говорить Лихачев.

Он также говорил и писал о скромности, о том,
чтобы человек не стремился “занять собой
слишком много места” — шла ли речь о хороших
манерах или о научной деятельности. Сегодня,
когда многие учат быть “нацеленными на успех”,
слова академика и ученого с мировым именем о
необходимости быть скромным могут удивить. Как
же можно чего-то добиться, если быть скромным? Но,
может быть, стоит верить именно его жизненному
опыту!

Добро неотделимо от нравственности, а
нравственность – от милосердия и сострадания.

“Нравственности в высшей степени свойственно
чувство сострадания, -пишет Лихачев в “Письмах о
добром и прекрасном”. – В сострадании есть
сознание своего единства с другими людьми, с
нацией, народом, страной, вселенной. Именно
поэтому забытое понятие сострадания требует
своего полного возрождения и развития”. Свою
книгу Д.С. Лихачев завершает письмом под
названием “Путями Доброты”. А в письме “По
велению совести” он призывает: “Стремитесь
ходить путями добра так же просто и безотчетно,
как вы ходите вообще. Тропинки и дороги нашего
прекрасного сада, который зовется окружающим
миром, так легки, так удобны, встречи на них так
интересны”.

7 ученик

Значит, чтобы следовать “путями доброты”,
нужно учиться. Д.С.Лихачев сравнивает это с ездой
на велосипеде: чтобы научиться ездить на
велосипеде, держать равновесие замечает ученый,
нужно … ездить на велосипеде! То есть
упражняться, тренироваться. То же самое нужно и
для того, чтобы идти по пути доброты… Навык добра
приобретается – из соприкосновения с Добрым и
Прекрасным, из маленьких добрых дел, которые
развивают этот навык и делают человека “умеющим
творить ДОБРО”.

Выражение “путь добра” — очень древнее.
Лихачев, изучавший древнерусскую литературу,
конечно же, постоянно встречал его в
древнерусских и даже византийских сочинениях. И
умел всегда и везде приложить эту мудрость к
современной жизни.

8 ученик

Увидеть смысл жизни можно только “с высоты
птичьего полета”, то есть с высоты прожитых лет
или высоты мудрости всего человеческого опыта,
накопленного культурой, и поэтому так важно
доверять хорошим “путеводителям”.

У путей добра – вечные ориентиры, единые для
всех времен, проверенные не только временем, но
самой вечностью. Пути добра – это вечные
принципы, которые стоит соблюдать всегда, даже
если в какой-то момент кажется, что это неудобно,
и невыгодно, и даже бессмысленно. Да, в какой-то
отдельной точке пути так может показаться. Но у
каждого шага есть свой смысл – движение дальше
по пути Добра. И это движение всегда приносит
человеку благо, делает его счастливее.

Учитель

Как вы понимаете выражение “Путь добра”,
“Идти дорогою добра…”?

(ответы учащихся)

Мы просим принять обсуждение в этом вопросе и
наших гостей.

(ответы гостей)

Добро и зло — наверное, стоит отметить, что эти
понятия неразделимы: если бы не было зла, знали бы
мы что такое добро, знали бы ему цену? Мне кажется,
с этим вопросом каждый из присутствующих здесь
сталкивается и столкнется в жизни не один раз и
придет к тому, чему учил нас Дмитрий Сергеевич –
счастлив только тогда человек, когда он любит
глубоко и серьезно что-то значительное, умеет
жертвовать собой ради любимого дела и любимых
людей.

Список используемой литературы: “Письма
о добром и прекрасном” Д.С. Лихачев, изд.
“Просвещение”, м, 2006г.


Следующий: