Урок литературы в 6-м классе по теме: Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского Теплый хлеб


Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского “Тёплый
хлеб” (5 класс)

Цели урока:

1) образовательные: формировать умения:



а) анализировать художественное произведение с
точки зрения его жанра;
б) находить ключевые слова, помогающие раскрыть
идею произведения;

2) развивающая: способствовать развитию
речи учащихся, обогащению их словарного запаса;

3) воспитательная: воспитывать доброту и
чуткость через эмоциональное восприятие
произведения.

Оформление доски: портрет К.Г.
Паустовского; выставка иллюстраций к
произведению, сделанных детьми.

Предварительное домашнее задание:

  1. фронтальное: перечитать сказку К.Г.
    Паустовского “Тёплый хлеб”, нарисовать
    иллюстрацию к понравившемуся эпизоду;
  2. групповое: выявить в произведении сказочные
    элементы (1 вариант) и реальные элементы (2
    вариант);
  3. индивидуальное №1: пересказать эпизод “Как
    Филька обидел коня”;
    индивидуальное №2: пересказать эпизод “Путь
    Фильки к добру”.



Эпиграф к уроку:

Он не был сказочником… Он был
рассказчиком, который облегчал рассказом
трудность добра.

В. Шкловский

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа с классом.

– Давайте начнём наш разговор о сказке “Тёплый
хлеб” с обращения к эпиграфу. Виктор Шкловский
сказал об авторе этой сказки Константине
Георгиевиче Паустовском так: “Он не был
сказочником, он был рассказчиком, который
облегчал рассказом трудность добра”. Так
всё-таки, что же вы читали: сказку или рассказ?
Обоснуйте свою точку зрения. (Ответы детей.)

Мы пришли к выводу, что для произведения
характерны признаки и сказки, и рассказа.

3. Работа в группах.

– Постараемся выяснить, какие же признаки
сказки и какие – рассказа находим мы в этом
произведении. Работать будем в группах. В течение
двух минут 1-я группа записывает в тетрадях имена
сказочных героев; 2-я группа – имена реальных
героев; 3-я группа перечисляет сказочные события;
4-я группа – реальные события.

В процессе проверки результатов работы групп
на доске и в тетрадях оформляется следующая
таблица.


Сказочные Реальные
Герои Сорока

Силы природы

Филька

Конь

Мельник Панкрат

Бабка Фильки



Жители деревни

События Топнул конь ногой – засвистел ветер,
упал на землю лютый мороз.

Сорока приводит
теплый ветер.

Филька обидел коня.

Филька спрашивает
совета у Панкрата, как исправить содеянное им
зло.

Ребята долбят лёд на реке, чтобы заработала
мельница.

Филька мирится с конём.

– Подведём итог нашей с вами работы: так
всё-таки, с какой целью автор вводит в
произведение о реальных событиях и реальных
героях сказочные элементы? (Природа является
мерилом человеческих поступков. Сказочные силы
природы помогают Фильке осознать свой поступок и
искупить вину перед раненым конем.)

4. Анализ текста сказки.

– Сказочные события играют в произведении
большую роль. Вспомните, что всегда стоит в
центре любой сказки, что с чем сталкивается?
сказках добро всегда борется со злом.)

– С чего же начинается зло в сказке “Тёплый
хлеб”? (Филька обидел коня.)

– Перескажите эпизод о том, как Филька обидел
коня. (Проверка индивидуального домашнего
задания № 1.)

– А что помогает понять нам, читателям, что
мировой порядок нарушен? (Природа.)

– Найдите ключевые слова и выражения,
помогающие нам понять, как реагирует природа на
зло, совершенное Филькой. (Злоба людская; завыл,
засвистел ветер, вздул снег; ревела, обезумев,
метель; небо, как лед; звезды примерзли; колючий
мороз прошел; лютый мороз; замерзли колодцы.)

– Посмотрите, как сконцентрированы в этом
эпизоде сказки слова со значением “холод”. А что
же происходит с сердцем человеческим? Вспомните,
как объясняла Филькина бабка, к чему приводит
злоба людская? (Человеческое сердце тоже
охлаждается.)

– А можем ли мы сказать, что и Филькино сердце
тоже охладело? (Нет, сердце Фильки не охладело,
потому что он оказался способен исправить
совершённое им зло.)

– Как же начинается путь Фильки к добру?
Расскажите о том, как Филька решил искупить свою
вину. (Проверка индивидуального домашнего
задания № 2.)

– Как теперь природа реагирует на изменения,
происходящие в сердце Фильки? (Мороз отступает,
прилетает тёплый ветер.)

– Ключевые слова с каким общим лексическим
значением помогают нам это понять? (Слова со
значением “тёплый”.)
Давайте “соберем” все
“теплые” слова. (Добро; мельница разогреется;
трещали костры; солнце; теплый ветер; оттаяли
ветки ив; становилось все теплее; теплая вода;
горячая мука; жаркий печной огонь; запах теплого
чудесного хлеба.)

5. Сделаем выводы.

– Как вы думаете, ребята, в чем смысл названия
сказки “Теплый хлеб”? (Ответы детей.) Смогут
ли люди прожить без хлеба?

– Мы с вами пришли к выводу, что хлеб – это
символ жизни. А жизнь можно сохранить только
добром, любовью и трудом, то есть теплом
человеческих рук, человеческой любви. Сердце,
наполненное злобой, становится холодным. А как же
можно сказать о сердце, наполненном любовью,
добром? (Это горячее сердце.) Холодное, злое
сердце Фильки превратилось в горячее,
наполненное любовью.

6. Проверка фронтального домашнего задания.

– Расскажите, что изображено на ваших
иллюстрациях к сказке К.Г. Паустовского “Тёплый
хлеб”, и объясните, почему именно эти эпизоды
показались вам наиболее интересными. (Ответы
учащихся.)

– Обратимся снова к эпиграфу. Как вы понимаете
смысл слов “трудность добра”? Что делать легче:
добро или зло? (Совершить зло очень легко,
осознать содеянное, раскаяться и искупить свою
вину доступно лишь немногим. Детское сердце не
должно охлаждаться, ибо все, и хорошее, и плохое
начинается с детства.)




Следующий: