Урок литературы в 6-м классе по теме: «Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова На севере диком…»

Тема: Анализ стихотворения М. Ю.
Лермонтова “На севере диком…”

Тип: урок изучения лирического
произведения; углублённая работа с текстом
(анализ).

Цели:

  • обучить анализу лирического произведения;
  • воспитать эстетический вкус учащихся;
  • развить устную речь, воображение учащихся.

Оборудование: доска, учебники,
тетради.

Урок строится по технологии “Обучение в
сотрудничестве”. В начале урока класс делится на
группы по 4 человека. Задание распределяется по
группам и выполняется по “вертушке”. Выполнение
объясняется каждым и контролируется группой.
Оценивается точность, полнота ответа, владение
литературоведческими терминами, их понимание и
умение найти в тексте лирического произведения
примеры. В конце урока проводится рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Запись темы урока.

III. Психологическая подготовка к
восприятию нового материала. Первая группа
(сильные ученики) готовит чтение стихотворений
М.Ю. Лермонтова.

Слово учителя. Ребята! Мы продолжаем
изучать творчество М.Ю. Лермонтова. Давайте
вспомним, с какими произведениями мы уже знакомы?

“Парус”, “Тучи”, “Утёс”, “На севере диком…”
(дети называют).

Представители 1-ой группы на выбор читают
наизусть. Завершают чтение стихотворением “ На
севере диком…”

Слово учителя. Именно на данном
стихотворении мы сосредоточим наше внимание
сегодня.

IV. Чтение стихотворения учителем.

V. Выявляется первичное восприятие текста.

Далее задание распределяется по группам.

VI. 2-я группа определяет образы,
присутствующие в первой и второй строфе,
анализирует и сравнивает их, выявляет приём
противопоставления (антитезы), настроение
лирического героя.

VII. 3-я группа по опоре учителя даёт
информацию об истории создания произведения.

Стихотворение написано в 1841 году незадолго до
отъезда в ссылку на Кавказ. Это был перевод
стихотворения немецкого поэта Гейне “Сосна”.
Творчество Гейне близко, созвучно с творчеством
М.Ю. Лермонтова.

Даётся подстрочный перевод стихотворения
Гейне (запись на доске):

Сосна стоит одиноко
На севере на холодной вершине.
Она дремлет, белым покрывалом
Окутывают её лёд и снег.
Она мечтает о пальме,
Которая далеко на востоке
Одиноко и молча печалится
На пылающей скале.

Учащиеся определяют интонацию перевода,
чувства лирического героя, сравнивая с
произведением Лермонтова. Отмечаются большая
выразительность, проникновенность
стихотворения Лермонтова.



VIII. 4-ая группа определяет поэтические
средства, помогающие передать настроение и
чувства лирического героя. Учащиеся должны
объяснить, какую роль играют художественные
средства в стихотворении.

Инверсия (усиливает мотив одиночества,
покинутости, обречённости, страдания): стоит
одиноко, в пустыне далёкой, на утёсе горючем
и
др.;

Эпитеты: на севере диком, на голой
вершине, снегом сыпучим, на утёсе горючем,
прекрасная пальма и др.;

Сравнение: снегом сыпучим, одета, как ризой,
она (даётся значение понятия “риза”: старинное
длинное красивое одеяние без рукавов (царское
парадное одеяние));

Олицетворение: сосна дремлет, снится ей и др.

IX. 5-я группа сопоставляет образы двух
стихотворений:


…на холодной вершине …на голой вершине

(сильнее выражена бесприютность,
обездоленность)


белым покрывалом …снегом сыпучим
Окутывают её лёд и снег Одета, как ризой, она

(усиление великолепия убранства,
возвышена торжественность)


На пылающей скале …на утёсе горючем

(эпитет фольклорный, соединяет
значение “горячий” и “горестный”)

X. Заслушиваются выступления групп,
учащиеся дополняют ответы.

6-я группа (“эксперты”) делает общий
вывод о том, что Лермонтов обогатил
стихотворение Гейне с помощью более
выразительных средств. Стихотворение “На севере
диком…” можно назвать самостоятельным
произведением, навеянным лирикой Гейне.

XI. Общее задание. Рефлексия.

А какие чувства навеяло вам стихотворение М.Ю.
Лермонтова? Ответы даются письменно.

Зачитываются некоторые работы.

XII. Учитель ещё раз читает
стихотворение “На севере диком…”. Выявляется
восприятие текста.

Итоги урока: оценки суммируются по
группам, и выставляется общая оценка каждой из
групп, оценивается “вклад” каждого участника.

На дом может быть дан анализ стихотворения
“Три пальмы”.




Следующий: