Урок литературы в 6-м классе по рассказу К. М. Станюковича Куцый


Оформление доски.

Рисунки детей с изображением Куцего в разные
моменты его жизни.

  • План рассказа.
  • Рисунок мачты парусного судна и карточки со
    словарными статьями.
  • Таблички со словами: “справедливость”,
    “жестокость”, “доброта”, “себялюбие”,
    “педантизм”, “уважение”, “любовь”,
    “презрение”.
  • Ход урока

    1. Организационный момент. Мотивация.
    2. - Определение темы урока;

      - Подумайте, по какому принципу ваши
      рисунки распределены по группам.

      - Каждая группа отражает один из этапов
      жизни Куцего:

      1. Куцый на берегу.

      2. Дружба с матросами.

      3. Куцый прячется от барона фон дер
      Беринга.

      4. “Снова зажил свободной жизнью”.

    3. Постановка проблемного вопроса.
    4. - Перечитайте пункты плана:

      1. Прибытие старшего офицера.

      2. Новые правила.

      3. Кочнев и Куцый.

      4. Барон Зуда.

      5. Команда матросов за жизнь Куцего.

      6. Победа!

      - Только ли о собаке идет речь в
      рассказе?

      - Обратите внимание на название
      последней главы. Кто и кого победил?

      Проблемный вопрос

      : “Что помогло
      матросам одержать победу, отстоять свои права в
      неравной борьбе со страшим офицером?”

      - На доске записываю вопрос: “Что
      помогло матросам отстоять свои права?”

    5. Анализ рассказа.

    Слушаем ответы групп, дополняем,
    отвечаем на вопросы по углублению понимания
    содержания.

    1 группа.

    Что рассказал
    К.М.Станюкович о службе на военном корабле?

    1. Обязанности матросов.
    2. Развлечения.
    3. Наказания за проступки.
    4. Права матросов.

    - Почему автор называет службу на
    военном корабле “тяжелой морской жизнью”?

    - Кто отвечает за жизнь команды и
    несение службы?

    2 группа.

    Кого из своих командиров и
    за что уважали и любили матросы?

    Ученики характеризуют капитана,
    бывшего старшего офицера Степана Степаныча,
    боцмана Акима Захарыча Гордеева, мичмана
    Кошутича.

    - Назовите общие черты этих людей. (Они
    любили свой корабль, заботились о матросах,
    защищали их права, были добрыми).

    3 группа.

    За что вся команда
    “Могучего” невзлюбила барона фон дер Беринга?

    1. За педантизм и равнодушие к интересам матросов.
    2. За консерватизм и презрение к людям низшего
      сословия.
    3. За жестокость и трусость.
    4. За себялюбие.

    - Как воспринимают барона офицеры,
    капитан корвета и адмирал эскадры? Что их не
    устраивает в поведении и взглядах старшего
    офицера? (Он относится к матросам как к рабам; не
    умеет строить товарищеские отношения с
    офицерами; он усложняет жизнь всей команды).



    4 группа.

    Почему барон фон дер
    Беринг списался с корвета?

    1. Не хотел признать свою неправоту.
    2. Считал унизительным идти на уступки матросам.
    3. Понял, что капитан не будет его поддерживать.
    4. Не нашел общего языка ни с матросами, ни с
      командным составом.
    1. Концептуальное осмысление.
    2. - Что помогло матросам спасти Куцего и
      отстоять свои права? (Дружба, взаимопонимание,
      помощь офицеров, поддержка боцмана,
      справедливость капитана, сплоченность и
      настойчивость в достижении цели).

      - О чём получился рассказ? (О
      взаимоотношениях людей).

      - Чему он учит?

    3. Художественное своеобразие рассказа.
    4. Произведение К.М. Станюковича “Куцый”
      входит в сборник “Морские рассказы”. Какая
      особенность речи связана с этим названием? (Много
      специальных морских слов – профессионализмов).

      5 группа

      объясняет значение слов:
      “ванты”, “нок”, “марс”, “линь (линёк)”, “бак”;
      отвечающие показывают, где эти предметы
      изображены на рисунке.

      - Почему мы заинтересовались именно
      этими словами?

      - При описании каких моментов из жизни
      команды употребляются эти термины?

      - Какие источники помогли определить
      лексическое значение слов? (Интернет, “Словарь
      иностранных слов”, схема корабля в
      художественной книге о путешествиях).

    5. Вопросы на внимательного читателя.

    6 группа

    задает по три вопроса
    каждому ряду. Например:

    1. Вспомните описание внешности Куцего в рассказе.
      Обратите внимание, насколько вы точны в своих
      рисунках.
    2. Как матросы называли между собой барона фон дер
      Беринга?
    3. Назовите имя барона.
    1. Рефлексия.
    2. - Что помешало барону стать членом
      команды?

      - Что мы должны исключить из своей
      жизни? (Ученики убирают с доски таблички со
      словами: “жестокость”, “себялюбие”,
      “педантизм”, “презрение”.)

      - Что помогает нам сегодня жить в
      дружбе и согласии? (Остаются таблички:
      “справедливость”, “доброта”, “уважение”,
      “любовь”.)

    3. Оценки за урок.
    4. Домашнее задание (на выбор):
    1. Сжатый пересказ самостоятельно прочитанного
      произведения К.М. Станюковича.
    2. Выполнение одного из заданий по рассказу А.П.
      Чехова “Толстый и тонкий”, стр. 15, 16 (задания 1-7).



    Следующий: