Урок литературы в 6-м классе по рассказу Ф. Достоевского Мальчик у Христа на ёлке


Тип урока: внеклассное чтение.

Цели:

  • Знакомство с рассказом Ф.И.Достоевского;
  • Развитие устной и письменной речи учащихся;
  • Развитие умений анализа художественного
    текста;
  • Воспитание у учащихся нравственных качеств.

Оборудование: записи на доске, текст,
иллюстрации к тексту, мультимедийная установка,
репродукция триптиха Иеронима Босха
“Поклонение волхвов”.

Предварительная подготовка:

В качестве домашнего задания к данному уроку
предлагалось познакомиться с текстом рассказа
Ф.Достоевского “Мальчик у Христа на елке”,
желающие могут нарисовать иллюстрации к данному
произведению, а также устное сочинение по
стихотворению Б.Пастернака “Рождественская
звезда” (стихотворение анализировалось в классе
ранее на уроках, посвященных Библии)

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово.

- На протяжении нескольких уроков мы с вами
знакомились с Библией. Более подробно
останавливались на отрывке, который
рассказывает о рождении Христа, говорили о том,
что слова “рождество” и “рождение” — это
однокоренные слова. От рождественской ночи мы
ждем радости и волшебства. Именно о волшебстве
рождественской ночи писал в своем стихотворении
“Рождественская звезда” Б. Пастернак.

3. Проверка домашнего задания

Выр. чтение стихотворения Б.Пастернака
“Рождественская звезда”. Устное сочинение по
нему (следует отметить, что в силу возраста
учащихся глубоких работ ждать не приходится, но
настроение стихотворения дети, как правило,
улавливают). Приложение 1

4. Знакомство с триптихом И.Босха “Поклонение
волхвов”

Приложение 2

- С рождественской темой мы встречаемся не
только в художественной литературе, но и в
живописи. На предыдущих уроках мы знакомились с
репродукциями картин на библейские сюжеты.
Сегодня я хочу вас познакомить с одной из лучших
картин, созданных на тему Рождества во всей
истории мировой живописи. Ее автор – голландский
художник XVI века Иероним Босх.

(показ репродукции. Ответ на вопрос:



- Каким настроением, чувствами проникнута эта
работа? (Величественность)

Итог:

Рождество – это величественность,
радость, ожидание чуда.

- А теперь другое Рождество в рассказе
Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на елке”.

5. Анализ рассказа



(беседа по прочитанному)

-

Сегодня мы впервые читаем Достоевского. Его
считают самым “трудным” русским писателем.
Почему? Чем так труден Достоевский?

Он заставляет задуматься над вечными, сложными
вопросами жизни человека.

Труден жизненный путь этого писателя. В
молодости он был осужден за революционную
работу, приговорен к смертной казни, а потом
смертную казнь заменили каторгой. Но тяжкие
испытания не сломили Федора Михайловича.

Давайте теперь обратимся к тексту рассказа
“Мальчик у Христа на елке”.

- Расскажите о своих впечатлениях после
прочтения текста.

- какие эпизоды вас наиболее поразили,
показались особенно грустными?

- Давайте разделим этот рассказ на части.
Просмотрите текст с карандашом в руках, отметьте
границы частей.

(пока учащиеся работают, на доске появляются
названия частей в произвольном порядке.
Например,

А) мальчик у Христа на елке,

Б) мальчик выходит на улицу,

В) мальчик в подвале,



Г) красивая елка в богатом доме)

- Сколько частей у вас получилось? Посмотрите на
доску и восстановите хронологическую
последовательность событий рассказа.

- Пересказ каждой части.

- Вернемся ко 2 части рассказа. Какова ее роль?

- В каком еще произведении мы встречались с
похожими строками? Люди шли и не замечали
страдания человека. (Притча о добром
самарянине)

- Вспомните, чему учит эта притча? (Возлюби
ближнего своего)

- Почему так необычно заканчивается рассказ?

Итог: дети из бедных семей не счастливы на
земле. Они находят свое счастье у Христа.
Рождественская ночь кому-то приносит радость, а
кому-то горе. Надо об этом помнить.

6. Анализ рисунков учащихся, подготовленных
дома.

7. Домашнее задание:

написать отзыв на рассказ.




Следующий: